Moscow-Live.ru

Резонансную реформу столичного здравоохранения, заставившую медицинских работников выйти на акции протестов, после ее старта решили обсудить с общественностью. Для этих целей была задействована Общественная палата и создан Совет по реформированию здравоохранения Москвы. Однако дельного обсуждения, по всей видимости, не получается: пока были заслушаны доклады про положение акушерства и кардиологии, и уже прозвучали прогнозы, полные оптимизма, - с медициной все в порядке, а проблема в народе. Тем не менее заседания Палаты будут регулярными.

Руководитель комиссии по здравоохранению Общественной палаты Москвы Ирина Назарова прокомментировала критику в адрес реформы, сообщает "Интерфакс". По ее мнению, основные замечания недовольных модернизацией здравоохранения состоят в том, что не всегда понятны цели и задачи проводимых мер - "простому человеку очень трудно разобраться, кто прав".

- На базе подводных сил Северного флота под Мурманском закрывают единственный роддом. Роженицы написали письмо Путину

"Основная задача совета - разбирать каждый конкретный случай, который возник в результате этой модернизации, дать возможность выступить и сторонникам, и противникам перемен", - заявила Назарова. По ее словам, за короткий срок очень трудно переломить ситуацию, поэтому заседания Совета станут регулярными. "Самое главное - чтобы была гласность, публичность и прозрачность", - добавила она.

На заседании обсуждались две сферы: ситуация в московских роддомах и положение столичной кардиологии. Назарова рассказала: "Сегодня проведено обсуждение, оно было очень интенсивным, очень разносторонним. Высказывались и положительные, и отрицательные мнения, но после того, как мы выслушали полностью доклад обо всех изменениях системы родовспоможения Москвы".

"Общественная палата поддержала ту систему модернизации в акушерстве, которая сейчас происходит", - подчеркнула она.

"Врач вообще не должен разговаривать с пациентом"

Президент благотворительного фонда помощи хосписам "Вера" Нюта Федермессер, которая присутствовала на обсуждении, поделилась услышанным в Facebook. Позже заметка была удалена, копию можно прочитать на портале "Филантроп". "Малышева сказала (Первый канал, кстати), что врач вообще не должен разговаривать с пациентом, не надо на это время тратить, что это для работников соцслужб задача, а врач должен быстро лечить, оперировать, время дорого, - написала она. - Еще услышала от нее же, что все у нас хорошо и со скорой помощью, и с родовспоможением, и что уперлись мы сегодня в наш народ. Поняли, да? В нем вся проблема. Неграмотный, гад. И болявый".

"Я попросила подключить к работе роддомов специалистов по паллиативной помощи, чтобы сразу начинали работать с мамой, если рождается очень тяжелый ребенок. Что в мире существует перинатальный паллиатив. Что паллиативная помощь поможет и ребенка в семье сохранить, не отдать от страха и беспомощности в детдом, - поведала Федермессер. - В ответ услышала, что я чего-то мало информирована, наверное. Акушерство и гинекология направлены на рождение здоровых детей, а не больных. Но вроде пообещали внести в протокол..."

"Еще услышала от представителей общественности, что надо запретить скрининги для беременных, аборты надо запретить, что надо запретить коммерческим скорым делать аборты, что надо остерегаться коммерческих скорых, они оснащены плохо. Короче, хорошо у нас все. В народе проблема", - заключает она, задавая вопрос: "Почему все те, кто заинтересован в реформе и ее продвигают, понимая, как несовершенна система, сами молчат, а выступают те, у кого, по докладам судя, все хорошо?"

Ирина Назарова, в свою очередь, заявила: "Ничего сверхъестественного не происходит. А модернизация - это то огромное мероприятие, к которому должно привести оснащение родильных домов, больниц, других лечебных учреждений. Они должны соответствовать санитарным нормам, техника должна соответствовать стандартам, которые необходимы для сохранения здоровья мамы и ребенка".

"Сегодня мы услышали, что количество коек не уменьшается, что самая главная задача - сделать все для того, чтобы женщина получила помощь на современном уровне. Третье - чтобы женщина лежала в комфортных условиях", - сказала она. По ее словам, нет смысла восстанавливать родильные дома 1936 - 1937 годов постройки: "Туда нужно вкладывать такое огромное количество финансовых средств, это будет настолько длительный процесс, - это фактически проще снести и построить новое здание".

Кардиология: успехи названы, проблемы будут обсуждаться на последующих заседаниях

Что касается кардиологической помощи, то, по заверениям зампредседателя Общественной палаты столицы Константина Ремчукова, который возглавляет вторую рабочую группу Совета по реформированию здравоохранения Москвы, модернизация дает положительный результат.

Он привел в пример сердечно-сосудистые отделения больниц, в которые за год не привезли ни одного больного. "Возникает вопрос: москвичи хотят, чтобы их везли в специализированную операционную, либо они хотят, чтобы сохранились традиционные сердечно-сосудистые отделения, которые не обладают специализированными технологиями лечения, и чтобы люди умирали?", - задал он риторический вопрос.

"Мне показалось, что есть логика в этих переменах. Раньше человека привозили в любую больницу, где есть койко-место. Сейчас нам сообщают, что было создано 24 специализированных кардиоцентра с рентген-операционными, из них 21 работает круглосуточно. Поменялась реакция скорой помощи на такого пациента: они узнают, где есть свободная операционная, чтобы человек сразу оказывался в этой операционной. Это привело к снижению смертности среди москвичей в наиболее тяжелых случаях с 27% до 8% буквально за три года", - поведал он.

Заметим, что обсуждение проблемы было решено оставить на последующие заседания Совета, следящего за реформой здравоохранения. "Какие проблемы мы будем обсуждать и выясним. Я думаю, мы проведем советов пять, когда у меня лично сложится представление о характере, масштабах, направлениях того, что правильно и что неправильно", - пояснил он.

"Нужна в большей степени информационная поддержка этой реформы. Пока это только одно. Но на содержательные вещи требуется время. Если мы хотим, чтобы начались изменения, у нас уровень обоснования должен быть очень высокий", - добавил Ремчуков.

Мнения о проблемах расходятся: малообразованные врачи, много узких специалистов или техническая отсталость

В свою очередь главный кардиолог Москвы Александр Шпектор, выступая с докладом, тоже рассказал про 24 специализированных сосудистых центра, 21 из которых работает в круглосуточном режиме. Он отметил, что в настоящее время московские временные показатели проведения операций после обнаружения инфаркта миокарда соответствуют европейским и даже превышают их.

"Раньше только треть больных с острым инфарктом миокарда получала экстренное стентирование коронарного сосуда. Сейчас проводится более 1500 экстренных стентирований в квартал", - поведал Шпектор.

"Главная проблема всей нашей медицины - уровень образования врачей не достигает у нас того, чего требует современная медицина", - предложил свой вариант главной проблемы медицины главный кардиолог Москвы. Интересно, что он тоже ратует за усиление информирования людей о проходящей реформе.

"Работа с населением - наше слабое место. У нас народ отличается терпеливостью: среднее время вызова скорой помощи составляет два часа. Некоторые терпят несколько дней, и когда врачи скорой помощи приезжают, большая часть миокарда уже мертва", - заявил он.

Вице-мэр Москвы Леонид Печатников в интервью "Новой газете" в конце ноября рассказывал о проблемах с персоналом. По его словам, в РФ "наплодили огромное количество узких специалистов".

"Если вы сегодня в Германии пойдете к врачу GP, и он скажет, что вам нужен кардиолог, вас запишут на полгода вперед. Но зато когда вы к нему попадете, у вас будет специалист, который не только с вами поговорит и не только послушает ваше сердце, он сам вам сделает стресс-тест, ультразвук сердца. Это будет высококлассный специалист", - рассказал чиновник.

"А у нас врач-кардиолог не умеет прочитать электрокардиограмму. Он читает то, что написал врач функциональной диагностики. А врач функциональной диагностики не видел пациента и спросить его ни о чем не может. Он видел только записанную пленку. А потом пациента посылают на эхокардиографию к третьему врачу, который даже не знает, что искать, потому что не может пообщаться с человеком. Мы наплодили огромное количество узких специалистов, которые на самом деле специалистами не являются. Если бы кардиолог делал все эти процедуры, он бы получал три зарплаты: и за себя, и за ультразвук, и за электрокардиограмму, и за стресс-тест. И пациент выиграл бы", - сделал вывод Печатников.

Нюта Федермессер в своем Facebook цитирует "главного врача Морозовки", который заявил, что "причина реформы не в том, что надо улучшить качество помощи, а в том, что медицина шагнула далеко технологически вперед, и надо теперь под это стационары приспособить".

Ранее министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила, что "протестная активность" медработников связана с высокомерием некоторых главврачей, которые не разговаривают со своими подчиненными, а действуют через юристов.

Стоит добавить, что конкретный план оптимизации системы здравоохранения Москвы, скорее всего, будет готов к 2015 году, разработкой документа занимается департамент здравоохранения. По словам столичных чиновников, сокращения врачей в Москве неизбежны, но все желающие специалисты, попавшие под увольнение, смогут пройти переобучение за государственный счет.