Российский президент Владимир Путин готовит свой уход. Вопрос о том, уйдет ли он насовсем, отступит всего на шаг в сторону или променяет политику на бизнес, до сих пор остается открытым. Пока что Путин говорит загадками. Однако уже сейчас в России становятся очевидными первые признаки нервозности, пишет в статье "Россия гадает о планах Путина" газета Handelsblatt (полный текст на сайте InoPressa.ru).
Для населения страны, проживающего от Санкт-Петербурга до Владивостока это становится главным вопросом 2007 года: куда пойдет страна, когда человек, который восемь лет управлял ею как царь, весной 2008 года уйдет насовсем или только сделает шаг в сторону?
Аналитики из Citigroup с осторожностью делают прогнозы на будущий год: несмотря на резкий рост экономики, составляющий около 7%, и сверхликвидность, основанные на сырьевых богатствах страны, в прогнозах на первый план выходит другая стандартная формулировка: "политическая нестабильность". Теории заговора множатся с каждым днем.
Такие события, как убийство критически настроенной к Кремлю журналистки Анны Политковской и жесткие санкции против Грузии и ее граждан, находящихся в России, воспринимаются в политической Москве практически как предвестники смены режима.
При этом становится все более очевидным, насколько далека Россия от стабильной демократии: как при выборной монархии, президент сам назначает своего преемника, который затем встает во главе государства в результате референдума. С поддержкой населения, равной 70%, и тотальным контролем над СМИ Путину легко удастся обеспечить своему кандидату необходимое число голосов. Многие проголосуют за него просто потому, что он протеже Путина, считает издание.
Власть имущие позаботятся, чтобы не возникло никаких альтернативных фигур, претендующих на пост президента. Для этого в руках Кремля сосредоточен целый арсенал различных средств: от СМИ до ряда законов. Новый закон о деятельности неправительственных организаций, который натолкнулся на волну острой критики на Западе, доделает все остальное, и в результате альтернативные голоса не будут услышаны в России, а структуры гражданского общества прекратят свое развитие. Многие неправительственные организации уже сейчас заняты только вопросами собственного выживания.
Однако в лагере оппозиции не хватает не только единства, но, прежде всего, авторитетных представителей: единственным презентабельным политиком может считаться Михаил Касьянов, бывший премьер-министр эпохи Ельцина. Несмотря на то, что он привносит в оппозиционные ряды политический опыт, ему не хватает харизмы и морального авторитета для того, чтобы стать реальным противником Кремля, пишет газета.
Перестройка политической системы шагнула во время второго президентского срока Путина дальше и нацелена прежде всего на то, чтобы сделать возможной организованную смену власти: президенты (автономных) республик и губернаторы теперь избираются не в ходе всенародного голосования, а назначаются региональными парламентами, которые, в свою очередь, голосуют только за тех кандидатов, которых одобрил Кремль. Подобные строгие предписания делают невозможным возникновение новых партий.
Во время выборов в Госдуму, которые пройдут в 2007 году, наряду с 7-процентным барьером будет действовать и избирательное право, основанное на принципе пропорционального представительства: независимые кандидаты, которые сегодня еще остались в российском парламенте, не будут иметь ни единого шанса пройти в новый. Теперь будет невозможно перейти из одной парламентской фракции в другую, иначе мандат будет аннулирован. Депутаты прокремлевской партии начали новую наступательную операцию: минимальный процент явки избирателей отменен. Тем самым они хотят застраховаться от риска, что возрастающее раздражение россиян от подобной политики сорвет проведение выборов.
Этот год покажет, насколько успешно удалось кремлевским стратегам выстроить государство и экономику. Согласно опросам, россияне, как и прежде, мало доверяют государственным институтам – за исключением президента, который, являясь "харизматичным лидером", стоит как бы выше проблем своей страны.
Связующий элемент, на котором сейчас держится страна и который делает невозможным "оранжевую революцию", подобную украинской, состоит из двух компонентов: возрастающего благосостояния и национализма. "Россия вернулась" – вот один из рефренов, который по душе, прежде всего, президенту.
Средний доход граждан страны вырос за последний год примерно на 10%, в Москве – почти на 20%. Несмотря на инфляцию, у многих в кошельках появились деньги и разразился настоящий покупательский бум. Правительство расквиталось с долгами, а кредитоспособность российских компаний позволяет им выходить на мировой уровень, устремляясь на международные биржи.
Однако у роста российской экономики есть один нюанс: он основан на экспорте сырьевых ресурсов и на нефтяных ценах. Если цена на нефть в течение продолжительного времени будет держаться на отметке ниже 50 долларов за баррель, это негативным образом скажется и на каждом россиянине. Банковский сектор, несмотря на явные признаки выздоровления от "мини-кризиса" 1998 года, еще некрепко стоит на ногах, считает газета.
Только в секторе электроэнергетики, для которого уже существует приемлемый проект по реформированию, в 2007 году необходимы инвестиции, превышающие 150 млрд долларов: немалая сумма даже для государственного энергетического гиганта. Необходимые средства можно было бы выручить за счет повышения цен для потребителей – однако подобная мера больно бы ударила по карману и подстегнула инфляцию. В этой связи Кремль затягивает с осуществлением необходимых реформ. Похоже, что их реализация начнется только после выборов 2008 года.
Тогда-то Владимир Путин и сможет проявить себя. "Он уйдет в экономику", – считают московские "прорицатели". Возможно, в "Газпром". В концерне, в состав которого входит свыше тысячи дочерних компаний, есть где наводить порядок. Это государство в государстве – как раз то, что надо президенту, заключает газета.