Вести

Решение Владимира Путина возглавить список "Единой России" изменило прогнозы по поводу исхода думских выборов. Эксперты полагают, что теперь "единороссы" получат дополнительно 15-20% голосов, потому что люди будут голосовать за эту партию, чтобы Владимир Путин остался. В результате партии Сергея Миронова и Владимира Жириновского могут не преодолеть 7%-ный барьер и в следующей Госдуме окажутся только "Единая Россия" и КПРФ, предполагают "Новые известия".

О последствиях сенсационного решения Путина единолично возглавить список "Единой России" пишут в среду почти все российские газеты. Наиболее интересные цитаты из публикаций приводит сайт "Заголовки.ru".

- Какой теперь будет следующая Госдума
- А есть ли смысл в думских выборах
- Портрет будущего президента
- Белковский: Легко ли представить Путина, идущего в Кремль на поклон к Первому лицу?

До минувшего понедельника социологи хоть и отдавали первое место "Единой России", однако высказывали сомнения по поводу того, сможет ли эта партия получить хотя бы простое большинство в следующей Госдуме, не говоря уж о конституционном, которым "Единая Россия" располагает сейчас. По данным ВЦИОМ, за эту партию были готовы голосовать 47% избирателей. "Левада-Центр" давал "Единой России" 55%, правда, от числа определившихся, за кого они будут голосовать.

Заявление Путина о том, что он с благодарностью принимает приглашение возглавить список "Единой России" на выборах в Госдуму, сделало все эти замеры неверными. Руководитель аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов говорит, что теперь "Единая Россия" может получить прибавку в 15-20% голосов, что составляет две трети сторонников Путина, не поддерживающих "Единую Россию". В результате "единороссы" смогут набрать 60-65% голосов и вновь сформировать в следующей Госдуме конституционное большинство в 300 депутатов.

Не исключено, что депутатов у "Единой России" будет еще больше. Это произойдет за счет непопадания в Госдуму двух других партий - "Справедливой России" и ЛДПР, в чьем прохождении в Госдуму эксперты до последнего времени не сомневались. Сейчас рейтинги этих партий, по данным ВЦИОМ, составляют соответственно 6% и 5%, по данным "Левада-Центра" - 7% и 11%.

Замдиректора НИИ Социальных систем Дмитрий Бадовский пояснил, что эти партии позиционировали себя как оппозиционные по отношению к "Единой России", но не по отношению к президенту. Теперь же "президент не просто возглавил список "Единой России", но и обозначил возможность того, что он останется в системе власти на посту премьера". Условием этого является победа "Единой России" на выборах. А так как больше половины населения, по словам Бадовского, не хочет, чтобы Владимир Путин уходил, за "единороссов" могут проголосовать "в том числе и те, кто раньше собирался голосовать за другие партии".

В ЛДПР и "Справедливой России" о возможности непопадания в следующую Госдуму предпочитают не говорить. Владимир Жириновский, который совершает сейчас поездку по стране на агитпоезде, утверждает, что 7%-ный барьер преодолеют три партии - "Единая Россия", КПРФ и ЛДПР. Пока что в пользу Владимира Жириновского говорит только тот факт, что нынешние выборы - далеко не первые, на которых ЛДПР предсказывали непопадание в Госдуму, однако результат этой партии всегда оказывался выше тех рейтингов, которые сообщали социологи.

У "Справедливой России" дела обстоят гораздо хуже. Секретарь президиума Центрального совета партии Александр Бабаков говорит, что конкурентным преимуществом его партии является "не дружба Миронова с президентом", а идеология и программа, ориентированная на простого человека. Однако Дмитрий Бадовский уверен, что сильнее всего решение президента повлияет именно на "Справедливую Россию", так как ее предвыборная стратегия строилась, главным образом, на критике "Единой России", а теперь такая стратегия невозможна. И партия, ранее балансировавшая на грани 7%-ного барьера, неминуемо начнет терять сторонников.

По мнению экспертов, "Справедливая Россия" обречена также потому, что эта партия создавалась для совершенно другого сценария выборов. Как рассказал президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов, эта партия была нужна, чтобы "перехватить левый электорат КПРФ". Однако сейчас "планы изменились", так как президент запустил план "уйти, чтобы остаться". Поэтому вопрос о сохранении "Справедливой России" не стоит - "она сгорит, как рабочий материал", так как "президенту важнее сохранить себя во власти, чем жалеть эту партию".

Есть и другие мнения.

Депутат Госдумы и бывший "единоросс" Владимир Семаго в интервью Газете GZT.ru заявил, что уже в среду предложит партии "Справедливая Россия" и ее фракции самораспуститься и влиться в ряды триумфаторов из "Единой России". "Есть две партии, приверженные одному человеку. Если этот человек отдает предпочтение только одной из них, то второй нужно примкнуть к сильнейшей, - считает Семаго. - Таким образом, в Думе следующего созыва окажутся мегапартии - "Единая Россия", вобравшая в себя "Патриотов России", а также КПРФ и ЛДПР".

А советник лидера "справедроссов" Владимир Еременко говорил хоть и через силу, но оптимистично. "Действия президента усилили позиции "Справедливой России", - заверил Еременко. - Теперь уже понятно, что все идет к двухпартийной системе парламента. В этом случае наши позиции как никогда сильны. Мы продолжим борьбу за депутатские мандаты".

Какой теперь будет следующая Госдума

С "Единой Россией" все понятно - ей гарантировано если не конституционное большинство (две трети парламента), то около того, пишут "Известия". Больнее всего решение Путина ударит по "Справедливой России". Статус "партии, поддерживающей президента", ею безвозвратно утрачен - он более чем внятно показал, что в ее поддержке не нуждается.

Между тем еще относительно недавно "эсеров" звали "второй ногой" "партии власти", и этот эпитет ей дал не кто иной, как замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков. И она была "второй ногой" до тех пор, пока несколько "игрушечное" противостояние между двумя партиями не превратилось в настоящее. У "эсеров", безусловно, была серьезная группа поддержки во властных и околовластных структурах. Но, выходит, эта группа поддержки в итоге потерпела поражение.

Что касается ЛДПР и КПРФ, то у них электорат достаточно стойкий для того, чтобы равнодушно отнестись к сенсациям, подобным объявлению "тройки" ЕР.

Коммунисты, впрочем, оказываются в идеологически сложном положении: они всегда "выезжали" на критике действующих властей, в том числе и парламентского большинства, при этом старательно избегая упрекать в чем-либо лично Путина.

Теперь КПРФ придется сделать некий upgrade своей предвыборной риторики: при путинском рейтинге ругать то, что он же и возглавляет, себе дороже. А и без того слабые шансы партий правого спектра становятся еще более призрачными -- несмотря на идеологическую разницу с ЕР, часть их электората вполне готова пойти туда, куда пойдет Путин.

А есть ли смысл в думских выборах

Собственно, думские выборы тоже можно с некоторой натяжкой записать в число "пострадавших" от решения Путина. Возглавив список и дав понять, что может стать премьером, он как бы объяснил - все хорошо, я гарантирую, что никаких потрясений не будет. А значит, может сделать вывод рядовой избиратель, куда-то ходить 2 декабря не обязательно - и так все ясно.

Минимального порога явки, как известно, больше нет - выборы при любом количестве проголосовавших будут признаны состоявшимися. Но есть еще и понятие "психологическая легитимность" - все-таки победителей должно определять не меньшинство, иначе это подрывает доверие к самому парламенту. Так что теперь должна начаться массированная борьба за повышение явки как со стороны "Единой России", так и со стороны ее оппонентов.

Но многие ли готовы прийти на избирательные участки и своим голосованием либо осудить решение Путина стать "паровозом", либо поддержать его. Зачем? Большинство общества выдало ему беспрецедентный кредит доверия, пусть делает как считает нужным, а мы 2 декабря лучше пойдем за новогодними подарками, отмечает издание.

Портрет будущего президента

Путин, говоря о том, может ли он стать премьером, поставил два заведомо выполнимых условия: победа ЕР на выборах и появление в марте 2008 года нового дееспособного главы государства. Но, похоже, главный критерий, которому должен соответствовать будущий президент, так это, по словам Путина, быть человеком, "с которым можно было бы работать в паре". И уже не нужно никаких объяснений для того, чтобы понять, кто в такой паре будет ведущим, а кто - ведомым.

Можно называть эту ситуацию "технический президент", можно не называть, но суть от этого не меняется: объем приза, который получит победитель предвыборной гонки, сократился до минимума.

Безусловно, Путин прямо или косвенно предложит на этих выборах своего кандидата, однако его уже не будут воспринимать как "преемника". Какой была одна из главных политических угроз предстоящего политического сезона? Многие высокопоставленные источники "Известий" определяли ее так: нельзя раньше времени называть имя будущего президента, иначе все тут же побегут "строиться" под него.

Причем действительно все -- и бизнес, и чиновники, и региональные элиты. Теперь же этот риск сведен к нулю - "строиться", кроме Путина, не под кого.

Для кого так старается Путин

Второй демократически избранный президент РФ годами оттачивал свое искусное мастерство, пишет политолог Станислав Белковский в своей статье в ежедневном журнале Ej.ru. В конце октября 2003 года из Кремля полились щедрые утечки про то, что руководителем Администрации президента вместо Александра Волошина станет Владимир Якунин. Путин назначил шефом своей Администрации Дмитрия Медведева.

В марте 2004 года кремлевские инсайдеры фарфоровый зуб давали на отсечение, что главой правительства "уже почти назначен" Дмитрий Козак. Премьером стал Михаил Фрадков.

11 сентября 2007 года совсем информированные источники доказали, что в премьеры-преемники стопудово определен Сергей Иванов. 12 сентября мы услышали потертое в играх времени словосочетание "Виктор Зубков".

Всего лишь за несколько дней до предвыборного съезда "Единой России" посыпались очень достоверные слухи о том, что Путин, возможно, на съезд не придет. И в графике на 1 октября у него ничего такого не запланировано. Все сбылось в точности: пришел и даже возглавил список "ЕдРа".

Теперь Путин объявил, что он станет премьером при следующем президенте. Вернее, уклончиво заметил, что "возглавить правительство - это реалистичная идея, но об этом пока рано думать".

Умные аналитики сходятся в том, что безвластным премьером фрадково-зубковского образца Путин быть не может никак. Тогда – он должен менять Конституцию и делать премьера реальным, не зависящим от кремлевского концерта, начальником страны.

Легко ли представить себе Путина (с любым объемом полномочий), который из Белого дома едет в Кремль, на поклон к Первому лицу (пусть и формальному, но ритуалы в России особо следует чтить), отмечает издание.

В последнее время Путин ослабляет правительство, передавая обильную часть его функций так называемым "госкорпорациям". Структурам, которые совсем не видны из кабинета министров, а главы их назначаются почему-то президентом. Это он для себя как будущего премьера так старается?