Внучка генерала армии и первого главы КГБ Ивана Серова подала иск на "Эхо Москвы" и историка Бориса Соколова за "очернение памяти деда". Об этом сообщил в своем Twitter главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов.
Передача "Дилетанты", о которой идет речь в иске, вышла 14 июля. Ведущий программы Виталий Дымарский и историк Борис Соколов обсуждали книгу "Иван Серов. Записки из чемодана", которая составлена на основе дневниковых записей самого Серова.
В ходе беседы Соколов заявил, что имеет "сомнения в аутентичности этого документа". По его мнению, записи могли быть "изготовлены потом и к Серову не иметь отношения". По мнению историка, это "идеологический заказ" для того, чтобы реабилитировать образ главы КГБ.
"Он прославился, прежде всего, арестами, расстрелами, депортациями, чем он главным образом и занимался в своей чекистской карьере, что он чистил Украину в 39-41-м, там расстреливал тех же поляков только не в Катыни, а в Харькове. Затем депортировал все народы: там и немцев, и чеченцев, и крымских татар, и всех практически", - сказал тогда Соколов.
Как отмечает Мeduza, Иван Серов (1905-1990) был первым председателем Комитета государственной безопасности (занимал пост с 1954 по 1958 год). В 1939-1941 годы он был наркомом внутренних дел Украинской ССР и участвовал в присоединении Западной Украины. Во время Великой Отечественной войны был заместителем НКВД СССР и одним из организаторов депортации народов Северного Кавказа. С 1958 года возглавлял ГРУ, однако в 1963 году, вскоре после обвинения офицера ГРУ Олега Пеньковского в шпионаже в пользу США и Великобритании, был разжалован с должности генерала армии в генерал-майоры. Затем он был лишен звания Героя Советского Союза.
Дневники Серова были найдены в тайнике на рублевской даче
Книга "Записки из чемодана. Тайные дневники председателя КГБ,найденные через 25 лет после его смерти", в основу которой легли дневники Ивана Серова, вышла в издательстве "Просвещение" в июне. Как писала "Российская газета", Серов вел дневники с момента прихода на Лубянку в 1939 году, наиболее важные события записывал всю жизнь: и в войну, и после, и даже став главой КГБ и ГРУ - вплоть до увольнения в 1963 году.
Об этих дневниках никто не должен был знать. Сам факт отражения тех или иных аспектов службы, встреч и разговоров с высшим начальством, включая Сталина, уже мог быть приравнен к разглашению гостайны. Во время войны за ведение офицерами дневников полагались трибунал и штрафбат. Неслучайно ни один из руководителей органов безопасности той эпохи не оставил после себя мемуаров, отмечает РГ.
Умер генерал 1 июля 1990 года, не дожив полтора месяца до своего85-летия. В 2012 году его дача на Рублевке перешла по наследству квнучке Серова Вере, которая затеяла ремонт гаража на даче. Сносявнутренние стены, строители нашли в тайнике два чемодана.
"Во время ремонта в гараже мы обнаружили три замурованных в стенечемодана. Они битком были набиты рукописями. Больше годапотребовалось, чтобы отсканировать архив", - рассказала Серова В дневниках, в частности, описана единственная поездка Сталина нафронт в 1943 году, которую втайне от его охраны готовил Серов, в нихесть опровержение вымыслов о чудесном спасении Гитлера.