Euronews

Шамиль Хажиев, один из бывших заключенных тюрьмы на американской базе Гуантанамо, попросил политического убежища в Нидерландах. Он пожаловался властям этой страны на притеснения со стороны российских спецслужб. В ФСБ его заявление назвали "безосновательным", пишет в среду газета "Коммерсант".

Бывший узник тюрьмы Гуантанамо прилетел в амстердамский международный аэропорт Схипхол 26 марта, покинув родину "на законных основаниях". В аэропорту Шамиль Хажиев обратился к представителям местных властей и попросил предоставить ему политическое убежище, сообщил председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.

Адвокат Джон Уоллз, представляющий интересы Шамиля Хажиева, сказал, что тот пожаловался властям на "притеснения со стороны российских спецслужб". Хажиев заявил, что данный факт делает его пребывание в России "небезопасным". Сейчас нидерландские власти рассматривают обращение Хажиева. Сам он находится в лагере для беженцев в городе Тер-Апел.

В ФСБ России назвали заявление Хажиева о притеснении спецслужбами "безосновательным". Однако в ФСБ не стали отрицать, что бывший талиб находился "под присмотром" спецслужб и что это было связано с "его прошлым". При этом в ведомстве утверждают, что давление со стороны силовиков на него не оказывалось.

Однако у бывшего узника Гуантанамо были основания опасаться преследования со стороны силовиков. Дело в том, что ранее в апреле 2005 года бывших талибов Тимура Ишмурадова и Равиля Гумарова арестовали за взрыв газопровода в татарском городе Бугульма. Первый раз их оправдали присяжные. Но прокуратуре удалось обжаловать вердикт. В итоге оба были осуждены на длительные сроки.

Другого бывшего узника Гуантанамо Расула Кудаева арестовали за участие в нападении боевиков на Нальчик в 2005 году, обвинив в терроризме и попытке свержения конституционного строя (вскоре дело боевиков поступит в суд).

А Рустама Ахмярова и Айрата Вахитова в том же 2005 году заподозрили в разжигании межнациональной вражды и в связях с запрещенной организацией "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами". Их задерживали, но, не собрав доказательств вины, освободили из-под стражи.