Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов, который накануне был обвинен в недобросовестности при написании докторской диссертации, нашелся, что ответить журналистам, часть из которых он уже однажды называл "слепыми и тупыми". Омбудсмен отверг все обвинения, назвав исследования на наличие плагиата "непрофессиональными", а людей, которые его подготовили, "жалкими". Но журналиста Сергея Пархоменко, который инициировал проверку, и очевидно, был записан Астаховым в "жалкие", такие "ответы не по существу" не устроили и не остановили.
Павел Астахов в эфире радио "Вести FM" высказал мнение, что интерес к его персоне питает "либеральный патруль", который собрался, чтобы "доказать, что на государство сегодня работать неприлично, и все люди, которые идут это делать, в общем, какие-то не такие". "Если я какой-то не такой, неинтересный, не тот человек, что же так много денег тратить-то, чтобы все доказать и вычислить?" - начал он издалека. По словам Астахова, он специально прочитал пост Пархоменко в "Живом Журнале", и пришел к выводу, что "это тема для психоаналитика", так как между строк увидел там следующие претензии: "почему, Паша, ты не с нами? Почему ты с Путиным? Почему ты запрещаешь американское усыновление?"
"В русском языке 33 буквы", - объяснил чиновник
Надо отметить, что в действительности основные тезисы статьи Пархоменко состояли в том, что в диссертации Астахова "Юридические конфликты и современные формы их разрешения (теоретико-правовое исследование)", защищенной в 2006 году, на каждой из 391 страниц есть заимствования без ссылок на источники, а также она включает 80% его кандидатской диссертации 2002 года. По словам Астахова, это "непрофессиональное псевдорасследование", которое "ничего, кроме жалости, не вызывает".
"Взят за основу американский прототип, это американцы придумали такую программку, когда я учился в Америке, она уже была, просто ее адаптировали к русским текстам и автоматически сверяют буковки и слова, в русском языке 33 буквы, как известно. В общем, это все абсолютно не подтверждено, не одобрено", - заявил омбудсмен.
Когда же его спросили о том, какой процент заимствований может быть в диссертации и какой процент цитирования был лично у него, он явно не настроен был называть конкретные цифры. "Ну, вообще, таких норм не установлено, потому что присваивается степень не по диссертации, а по совокупности вашей научной работы и защите", - расплывчато ответил Астахов. В свое оправдание он лишь заметил, что две работы, которые ему вменяются, что он их процитировал, на самом деле были списаны с его кандидатской. Не стал он отрицать, что позаимствовал часть из своей прошлой работы.
"На самом деле мы оговаривали, что докторская будет продолжением кандидатской, поэтому, естественно, там действительно много заимствований из первой работы", - подтвердил Астахов, но о 80% упоминать не стал. "Это полная ерунда. Это абсолютно ненаучный метод. Это балаган… Хотите - обращайтесь в ВАК( Высшая аттестационная комиссия)", - цитируют его РИА "Новости".
Пархоменко намерен обращаться в ВАК
Журналист Сергей Пархоменко, в свою очередь, опроверг обвинения Астахова в том, что исследование носило непрофессиональный характер. Он рассказал "Коммерсант FM", что проверкой работы занимались десятки, а то и сотни людей.
Он объяснил, как проходила работа: сначала диссертацию пропустили через программу AntiPlagiat, потом через "Диссерорубку профессора Ростовцева", которую создал российский физик Андрей Ростовцев, а дальше подключались люди. "Без участия человека и человеческих мозгов ничего не выходит, это очень большая, скрупулезная работа большой группы людей. Я просто опубликовал ее, как-то суммировал, систематизировал. Но, конечно, это находка не моя, а большого сообщества", - сказал Пархоменко.
Что касается конкретных слов со стороны Астахова, он подчеркнул, что "это только оскорбления в адрес тех, кто это исследование делал. Это, собственно, показывает, что ответить ему по существу нечего", - цитирует его "Русская служба новостей". Он также сказал, что не будет ограничиваться постом в "Живом Журнале" и будет настаивать на том, чтобы диссертацией Астахова занялся ВАК. "Пусть объяснит, откуда в его диссертации взялись заимствования из чужих диссертаций", - решительно настроен журналист.
В ответ на то, зачем ему нужна начатая кампания против Астахова, Пархоменко ответил просто. "Лучше, чтобы люди знали это об Астахове, чем не знали бы этого об Астахове", - сказал он, добавив, что герой его поста и так в последнее время на виду в свете антимагнитского скандала. "А дальше, я очень надеюсь, что в какой-то момент в России сам собой образуется механизм так называемой политической ответственности. Образуется тогда, когда избиратели начнут обращать внимание на эти детали, когда они начнут выстраивать репутацию разных политиков, исходя из того, что они о них знают и помнят", - объяснил свою задачу Пархоменко в разговоре с "Коммерсант FM".