Правозащитники выступили против методов борьбы оппозиции с несправедливыми, по ее мнению, судейскими решениями. Это касается акции "Есть ли совесть у судьи Боровковой?", направленной против судьи Тверского суда, которая отправила лидера "Солидарности" Бориса Немцова и лидера "Другой России" Эдуарда Лимонова на 15 суток за решетку.
Глава комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена призвал правоохранительные органы в короткие сроки установить личности виновных в психологическом давлении на мирового судью Ольгу Боровкову, передает "Интерфакс".
- Судьи начали проявлять осторожность и не "светиться" в СМИ
"Я сожалею, что в нашей стране возможны такие методы психологического давления на судью. О каких нормах морали здесь может идти речь? Правоохранительные органы должны немедленно разобраться и дать правовую оценку случившемуся. Это дело чести для правоохранительных органов - оперативно установить личности виновных в произошедшем", - сказал Кучерена.
Впрочем, он не стал связывать эту акцию именно с арестом оппозиционных активистов. "Я бы не стал увязывать произошедшее с последними делами, возможно, что кто-то решил устроить такие хулиганские действия под шумок, но,очевидно, что это давление кому-то выгодно. Кому именно - должны установить правоохранительные органы", - отметил он.
Кучерена также предостерег граждан от выражения собственного мнения таким способом. "Существуют законные процедуры обжалования судебных решений. Своенедовольство конкретным судьей можно выразить путем обращения в квалификационную комиссию судей. Использовать хулиганские действия в цивилизованном обществе недопустимо. Сам факт давления на судью говорит о том, что обстановка нездоровая", - сказал он.
Недопустимыми подобные акции считает также экс-глава совета по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова. Она напрямую заявила, что, по ее мнению, к этому причастна либеральная оппозиция. Причем, как подчеркнула Памфилова, это плохо скажется на репутации оппозиционеров, пишет Infox.
"Я плохо, очень плохо к этому отношусь. Я считаю, что это травля, а травить ни судей, никого нельзя, - заявила она. - Понимаете, если мы говорим, что недопустимо административное давление на судей, то не должно быть давления на суд со стороны оппозиции. Должны использоваться только цивилизованные способы". По ее мнению, помочь решить проблему недоверия к судьям может "взаимный контроль и большая открытость судейского сообщества".
Эксперт правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина раскритиковала также тот факт, что, освещая эту акцию, член московского политсовета движения "Солидарность" Анастасия Рыбаченко опубликовала домашний адрес Боровковой.
"Хочу сказать, что публиковать в свободном доступе адрес частного лица - очень дурная, очень неверная практика. И в конце-концов, когда это делают активисты, возмущающиеся тем, что адреса антифашистских деятелей публикуются в интернете, и таким образом их безопасность ставится под угрозу, - они могли бы все-таки немножко призадуматься", - сказала Локшина.
Она также заявила, что считает расклеивание листовок подобного содержания у подъезда вмешательством в личную жизнь. "Да, конечно, в отличие от публикации адресов гражданских деятелей, известных правозащитников, таких, как Сергей Адамович Ковалев или Светлана Алексеевна Ганнушкина, здесь призыв скорее к совести судьи. Никаких угроз насилия не наблюдается. Но с другой стороны, может ли судья это воспринять как давление? Может ли конкретный человек просто обеспокоиться тем, что опубликован его адрес? Да, безусловно, у него на это есть все основания", - уверена правозащитница.
Судьи начали проявлять осторожность и не "светиться" в СМИ
Показательный эпизод случился на днях с другой судьей - Людмилой Борисовной Москаленко из Замоскворецкого суда Москвы. Эта судья отказалась дать ход делу о милиционерах, сломавших руку журналисту Александру Артемьеву во время акции на Триумфальной площади.
В интернет попала аудиозапись разговора корреспондента "Эхо Москвы" Владимира Роменского, который вместе с коллегой из РИА "Новости" попросил Людмилу Москаленко вести, собственно, аудиозапись процесса.
Как подчеркивает разместивший у себя в блоге этот диалог оппозиционер Илья Яшин, обычно судьи без проблем удовлетворяют такие просьбы, даже не требуя подачи ходатайств. Однако на этот раз реакция судьи была близка к истерике. Она была против, чтобы ее фамилия попадала в СМИ. На аргументацию Роменского о том, что эта информация не является тайной и по сути разглашена везде, судья ответила следующее: "обратитесь на любой сайт и посмотрите, как вводится информация. Это всем известно". При этом на какие-либо нормы Москаленко не ссылалась.
Владимир Роменский же говорит на этой пленке, что впервые сталкивается с подобным, хотя этот корреспондент посещает судебные заседания регулярно.