Примерно треть из 32 зарегистрированных сегодня в России партий не смогут даже бороться за право войти в новый парламент, пишет немецкое издание Frankfurter Allgemeine. Глава Федеральной регистрационной службы объявил о ликвидации 12 партий, которые до 1 января не выполнили условия перерегистрации, предусмотренные принятым летом 2005 года законом о партиях. По новому порядку партия должна насчитывать по меньшей мере 50 тысяч членов и иметь не менее пятисот представителей в половине регионов страны. В новогоднюю ночь подошел к концу срок перерегистрации, и Федеральная регистрационная служба объявила, что только 17 партий выполнили требования, предусмотренные законом. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Парламентские выборы, намеченные на конец 2007 года, станут для других партий борьбой не за власть, а за преодоление 7-процентного барьера. Об этом в интервью "Интерфаксу" заявил Борис Грызлов, лидер партии "Единая Россия" и спикер нынешнего парламента. В победе его партии, которая уже в 2003 году при поддержке государственной власти на всех уровнях получила большинство в Думе, сегодня в России не сомневается никто. Газета удивляется, что заявления российской власти, подобные тем, что сделал Грызлов, обескураживают своей откровенностью.
Кроме того, пишет немецкая газета, критически настроенные по отношению к Кремлю партии не могут быть уверены в том, что они смогут принять участие во всех намеченных выборах, даже если они преодолели и это препятствие - в особенности, если их шансы на успех велики. К примеру, у Союза правых сил возникли трудности с разрешением на участие в выборах в Московскую областную думу 11 марта. Многим другим партиям было отказано в регистрации списков перед местными выборами осенью в некоторых регионах с аналогичными обоснованиями. Ходят слухи, что Кремль может отвести умеренным либералам определенную нишу, поскольку в последние недели государственные СМИ более активно оказывали им знаки расположения, чем раньше.
Кремлевские политтехнологи могли бы занять весь политический спектр в стране лояльными партиями, пишет Frankfurter Allgemeine. Однако, в качестве добавления к фактически правящей "Единой России" в конце октября была образована партия левоцентристского толка "Справедливая Россия". Многие наблюдатели склонны видеть в этом скорее доказательство созидательной способности администрации президента: ее идеолог и заместитель руководителя Владислав Сурков интенсивно способствовал слиянию трех партий. В конце марта он заявил представителям трех тогда еще незначительных партий о том, что российской партийной системе для стабильности необходима "вторая нога".
Цель Кремля состоит, очевидно, не только в том, чтобы отнять голоса недовольных у коммунистов и направить их в более контролируемое русло, но и в том, чтобы не допустить приобретение излишнего веса "Единой Россией", заключает немецкая газета. При помощи стимулированной конкуренции партию можно дисциплинировать, иначе внутренние распри за доступ к власти начнут выходить из-под контроля. Сурков еще раньше ясно дал понять, что партией власти так и останется "Единая Россия", членами которой являются практически все губернаторы, а все усилия новой силы левого толка могут быть нейтрализованы, если она начнет искать опору в государственных структурах.