Министерство иностранных дел России в пятницу объявило Швецию "тихим пристанищем террористов". Так внешнеполитическое ведомство прокомментировало принятое недавно шведским правительством решение об отказе в экстрадиции в РФ уроженца Чечни Аслана Адаева, которому в России инкриминируют участие в незаконных вооруженных формированиях и терроризме.
"К сожалению, это уже не первый случай, когда шведские власти отказываются взаимодействовать с российской стороной по практическим аспектам борьбы с терроризмом, - говорится в комментарии департамента и печати МИД РФ, размещенном на сайте министерства. - В этом же ряду и отказ в прошлом году шведских властей в экстрадиции в Россию Магомеда Успаева (обвиняемого российскими властями в похищении и убийстве в 1999 году на территории Чечни фотокорреспондента ИТАР-ТАСС Владимира Яцины - прим. ред.)".
Как сообщили на Смоленской площади, свое нынешнее решение шведское правительство обосновывает заключением Верховного суда Швеции, который рассматривает инкриминируемые Адаеву в РФ преступления - терроризм, участие в регулярной вооруженной группировке, попытки убийства служащих правоохранительных органов, незаконное приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов, контрабанда оружия - "как сугубо политические".
"Позиция шведских властей есть ничто иное, как политическое фарисейство, попытка делить террористов на плохих и хороших. Своими решениями по Адаеву и Успаеву Стокгольм вольно или невольно посылает сигнал, что Швеция может быть тихим пристанищем для террористов", - подчеркивает российский МИД.
По данным российской прокуратуры, Аслан Адаев вместе с Ризваном Виситовым, Хусейном Хаджиевым и Абдул-Вахабом Хамадовым участвовали в составе банды Хусейна Исабаева в вооруженном прорыве в горах через российско-грузинскую границу в июле 2002 года для проведения терактов на территории России. Тогда в боестолкновении погибли 8 пограничников, 7 получили ранения.
В июне 2005 года года Виситов, Хаджиев и Хамадов были признаны судом Чечни виновными по шести статьям УК РФ и приговорены к срокам от 9 до 15 лет лишения свободы. В частности, их осудили за терроризм (статья 205 УК РФ), организацию и участие в незаконном вооруженном формировании (статья 208 УК РФ), незаконное пересечение госграницы (статья 322 УК РФ). Осужденные обратились в Страсбургский суд, который частично удовлетворил их жалобу. Однако Верховный суд РФ оставил в силе приговор чеченского суда.