Подчиненных директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктора Черкесова задержали за взятки и прослушки, однако появляются новые версии ареста генералов. Окружение начальника департамента оперативного обеспечения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) генерал-лейтенанта Александра Бульбова говорит, что "для него это слишком почетное обвинение". По словам замглавы Росприроднадзора Олега Митволя, деятельность генерал-лейтенанта укладывается в серьезные статьи УК РФ.
В среду в Басманном райсуде Москвы слушалось дело двух крупных чиновников - правда, одного бывшего - из ведомства Виктора Черкесова, давнего соратника Владимира Путина. И хотя арест Бульбова суд отказался санкционировать, бывший замначальника управления собственной безопасности (УСБ) ФСКН Юрий Гевал был заключен под двухмесячную стражу.
Оба подозреваются следственным комитетом (СК) при прокуратуре РФ в получении взяток и незаконном прослушивании телефонных переговоров. Защита наркополицейских утверждает, что ФСБ сводит с ними счеты. А в ФСКН считают, что в конечном счете операция спецслужб направлена на ослабление влияния главы наркоконтроля Виктора Черкесова, пишет "Коммерсант".
- На Лубянке карьера Бульбова не сложилась
- Новая версия задержания Бульбова
В среду сотрудники СК привезли к дежурному судье Басманного суда Александру Трубникову четырех подследственных из ФСКН: начальника департамента оперативного обеспечения Александра Бульбова, старших оперуполномоченных этого ведомства Григория Черевко и Сергея Донченко, а также бывшего замначальника УСБ ФСКН, ушедшего на пенсию в сентябре этого года, Юрия Гевала.
Следователи ходатайствовали об их аресте по подозрению в получении взятки в особо крупном размере (ст. 290 ч. 4 УК РФ) и нарушении тайны телефонных переговоров с использованием своего служебного положения (ст. 138 ч. 2 УК).
В ходатайстве начальника отдела СК Альберта Богдановича указывалось, что показания против данных лиц дали обвиняемые, арестованные в июне этого года по делу об организации незаконного прослушивания телефонных переговоров граждан в управлении специальных технических мероприятий (УСТМ) ГУВД Москвы и продаже распечаток этих переговоров. По этому делу, в частности, с июня находится под стражей заместитель начальника УСТМ Михаил Яныкин.
По версии следствия, генерал Бульбов получал взятки "за общее покровительство" от фирм ЗАО "Фирма "Атек", ООО "Делисейт", ООО "Лазурит-Д" и частной охранной фирмы "Немесида-А". Часть взяточных денег он якобы тратил на оплату незаконного прослушивания телефонов граждан и организаций через УСТМ ГУВД Москвы. Следователи подозревают, что генерал через подчиненных ему сотрудников ФСКН Юрия Гевала и Сергея Донченко платил сотрудникам УСТМ по 50 тысяч долларов за один прослушиваемый телефонный номер ежемесячно.
К своему ходатайству следствие приложило оперативную справку ФСБ о том, что ряд свидетелей, давших показания о преступной деятельности Бульбова, просили обеспечить их безопасность.
Судья Трубников дал двухмесячную санкцию на содержание под стражей только пенсионера Гевала, рассмотрение же ходатайства следствия в отношении трех действующих сотрудников ФСКН он отложил на трое суток, предоставив СК время "для сбора дополнительных доказательств, свидетельствующих о необходимости применения ареста". Эти трое суток сотрудникам наркоконтроля, за исключением оперативника Черевко, отпущенного следствием накануне вечером, придется ожидать суда в Лефортовском СИЗО, куда их увезли сразу после заседания.
Начальник департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН генерал-лейтенант Александр Михайлов отказался комментировать возбужденное против офицеров этого ведомства уголовное дело, заявив, что это прерогатива следователей, у которых оно находится в производстве. Впрочем, Михайлов счел необходимым отметить, что "все, кто служил с Александром Бульбовым, знают его честность, порядочность и принципиальность". Напомним, в ФСКН отвергли подозрения в незаконной деятельности задержанного Бульбова.
Примечательно, что следователи и оперативники ФСБ задержали Бульбова 1 октября в салоне самолета в аэропорту Домодедово при его досрочном возвращении из поездки в Объединенные Арабские Эмираты. Он прервал поездку в связи с полученным сообщением от жены о том, что у него дома начались обыски. Следователи обыскали две его квартиры (на Рублевском шоссе и на улице Ельнинская), а также два его дома в Москве и Подмосковье.
Участвовавших в них сотрудников ФСБ особенно удивило наличие дома у Бульбова 17 мобильных телефонов с SIM-картами, оформленными на подставных лиц (адвокаты генерала утверждают, что они предназначались для общения с информаторами). Впрочем, сотрудники госбезопасности утверждают, что некоторые ценности семья генерала успела перед обыском спрятать, так как в течение пяти часов спецназ ФСКН не давал им возможности начать следственное мероприятие, а когда следователи и оперативники ФСБ наконец вошли в жилище Бульбова, в нем были обнаружены "пустые коробки из-под драгоценностей". Из поездки в ОАЭ Бульбова также встречали бойцы службы физической защиты ФСКН, однако их не пустили на летное поле, откуда следователи увезли генерала через запасной выход аэропорта.
Адвокаты подозреваемых сотрудников ФСКН заявили, что их аресты стали местью ФСБ за увольнение в этом ведомстве летом прошлого года по инициативе главы ФСКН Виктора Черкесова пяти генералов госбезопасности, причастных к двум нашумевшим уголовным делам - "Трех китов" и о контрабанде китайского ширпотреба в адрес складов ФСБ. По этим делам президент Путин лично поручил ФСКН оперативное обеспечение расследования. За его организацию и отвечал генерал Бульбов.
А в ФСКН считают, что в конечном счете последняя операция спецслужб направлена против Виктора Черкесова. Якобы связано это с тем, что в последнее время влияние главы ФСКН на президента усилилось, что не устраивает руководство ФСБ.
В свою очередь, адвокаты обвиняемых по делу о контрабанде мебели полагают, что аресты офицеров наркоконтроля стали реакцией следственного комитета на выступление в Мосгорсуде в сентябре этого года хозяина "Трех китов" Сергея Зуева (ему продлевали срок ареста). Он заявил, что передал для руководства ФСКН, занимавшегося оперативным обеспечением по его делу, 1 млн. долларов.
Не исключено, что именно в результате проверки этого факта из следственно-оперативной группы по делу "Трех китов" неделю назад и был откомандирован единственный официальный представитель ФСКН следователь Сергей Коротоякский. Возбуждено ли против него уголовное дело, пока неизвестно.
На Лубянке карьера Бульбова не сложилась
Александр Арсеньевич Бульбов (1956 г. р.) выходец с Лубянки, где его карьера не сложилась. Своим карьерным ростом и генеральскими погонами он обязан Виктору Черкесову, ныне главе ФСКН России. Их сотрудничество началось еще в бытность Черкесова полпредом президента в Северо-Западном федеральном округе - там Бульбов трудился в должности федерального инспектора.
Придя на Маросейку, Черкесов привел сюда же и Бульбова. Кстати, Бульбов воевал в Афганистане, был ранен и, как утверждают в ФСКН, представлялся к званию Героя Советского Союза, но, как это часто случалось, вместо Звезды Героя получил орден, пишет "Новая газета".
Уже в качестве руководителя Департамента оперативного обеспечения ФСКН Бульбов привлекался к решению задач, никак не связанных с нелегальным оборотом наркотиков. В частности, после того, как следствие по скандальному делу "Трех китов" зашло в тупик и президент выразил недоверие людям с Лубянки, оперативное сопровождение следствия было передано ФСКН, а именно Бульбову.
Дальнейшее расследование поломало карьеру некоторым высокопоставленным лицам в ФСБ, что дало основания многим СМИ выдвинуть версию "битвы" двух спецслужб. Дескать, арест Бульбова и трех его подчиненных - это "ответный удар" Лубянки за предыдущее поражение. Якобы Бульбова и его подчиненных уличили в незаконном прослушивании телефонов персон, к "Трем китам" отношения не имеющих.
Потайные пружины дела Бульбова
Однако есть основания полагать, что у этого дела есть и иные потайные пружины. После задержания Бульбова в интернете появилась масса комментариев, которые компенсировали молчание официальных структур. Часть обнародованной информации "Новой газете" подтвердил замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь.
Один из анонимных авторов написал: "Дело здесь не в противостоянии "силовиков". Это для Санька (имеется в виду Александр Бульбов) слишком почетное обвинение. Пусть ФСБ разберется в его делах на родине - в деревне Рыбачий Калининградской области. Деревня, правда, покруче Рублевки, так как находится в национальном парке, включенном в наследие ЮНЕСКО". Далее идут перечисления недвижимости, незаконных строек, которые, по утверждению автора, развернул здесь Бульбов. Отдельная строка посвящена личному гидросамолету генерала.
Заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь заявил: "Могу подтвердить, что все, что касается Куршской косы, - чистая правда. Нами уже установлено, что около четверти объектов недвижимости на территории национального парка контролируется генералом Бульбовым, оформлены они на его жену и близких родственников".
По словам Митволя, здесь также много дач местных сотрудников правоохранительных органов, судей. Незаконное строительство развернулось настолько, что пришлось менять руководство парка. "И когда новый директор Евгений Снегирев занял очень жесткую позицию, первым ко мне в кабинет явился генерал Бульбов, - вспомнил Олег Митволь. - Пришел с требованием назначить нового директора. Я ему сказал: извините, может, вам все-таки лучше заняться борьбой с наркоторговцами? У нас с ним возник очень серьезный конфликт".
Митволь подчеркнул: конфликт не личностный, в его основе - грубейшие нарушения законодательства. "Мы собрали все данные и около трех недель назад передали в прокуратуру, - уточнил Олег Митволь. - Я думаю, что часть обвинений, которые ему предъявят, будет по нашей линии".