Наказание в виде шести и пяти лет лишения свободы в колонии общего режима и штрафа попросил прокурор для оппозиционного блоггера Алексея Навального и его предполагаемого сообщника экс-директора ООО "Вятская лесная компания" Петра Офицерова за растрату имущества предприятия "Кировлес". Об этом в пятницу государственный обвинитель Сергей Богданов заявил в Ленинском суде Кирова в ходе прений сторон, передает ИТАР-ТАСС. Суд огласит приговор фигурантам 18 июля в 09:00, сообщил на заседании судья Сергей Блинов.
Прокурор заявил, что вина подсудимых полностью доказана в судебном разбирательстве. "Меру пресечения изменить, взяв их под стражу в зале суда", - сказал Сергей Богданов.
Вместе с тем гособвинение просило суд не назначать фигурантам дополнительное наказание в виде ограничения свободы после отбытия основного срока. Прокурор также считает, что Навальный должен заплатить штраф в размере 2 млн рублей, а Офицеров - 1 млн рублей. "Арестованное имущество должно быть обращено также в пользу государства", - сказал он.
- Последнее слово Алексея Навального (ВИДЕО)- "Залп из всех орудий": Минюст отказал в регистрации партии Навального
- Оппозиция запланировала "народный сход", чтобы поддержать Навального и обсудить его будущий приговор
Прокурор отметил, что фигуранты дела осознавали общественную опасность своих действий. Навальный, по словам гособвинителя, выступил организатором совершения преступления, а другой фигурант дела Петр Офицеров - соучастником. "Навальный осознавал, что лесопродукция предоставляется им по заниженным ценам", - цитирует прокурора "Интерфакс".
Он заявил, что фигуранты вступили в предварительный сговор по инициативе Навального, направленный на растрату имущества. Прокурор сказал, что инкриминируемое Навальному и Офицерову деяние опасно для общества. "Ничего нового ни в способах, ни в целях совершения преступления нет, только личность подсудимого", - сказал гособвинитель.
Как отметил прокурор, общественная деятельность Навального стала причиной высказывания множества оценок дела, часто, по мнению прокуратуры, необъективных. "Нет ничего хуже для правосудия, чем общественное мнение, предшествующее вынесению решения", - сказал прокурор.
"Полагаю, что предложенное государственным обвинением наказание будет справедливым и соразмерным совершенному преступлению, размеру причиненного ущерба государственному предприятию, а также соответствовать целям и задачам уголовной ответственности и послужит уроком другим для предупреждения соответствующих преступлений впредь", - сказал Богданов.
Представитель департамента Госсобственности Кировской области заявил в ходе прений, что потерпевшие по делу против Навального согласны с тем, что его вина по делу о хищениях доказана в ходе судебного процесса в Кирове.
В своем Twitter Навальный сообщил, что "Прокурор наглейшим образом перевирает показания свидетелей: "Щерчков заявил, что был ущерб". Показания Щерчкова ровно обратные". Он также процитировал показательную оговорку прокурора: "Все это подтверждает наличие в действиях осужденных... ой, извините подсудимых".
Последнее слово Алексея Навального
В ходе прений сторон подсудимые выступили с последним словом.
"Я пытаюсь определить жанр этого сериала. Это драма. Я должен извиниться перед Офицеровым и его женой, они из-за меня должны пройти это все, - цитирует Навального "Новая газета". - Нельзя просто так посадить меня, нужно прикрепить кого-то, какого-то предпринимателя. Хватит мучить человека, все и так понимают, что Офицеров оказался здесь совершенно случайно.
У него арестована маленькая квартира в Очаково. Вы хотите оставить пятерых детей без кормильца? Офицерова сажать не нужно!
Насчет себя... Я понимаю, почему нахожусь здесь. Я могу посмотреть в любую камеру, в любые глаза и сказать, что не виновен. Любой человек, который следит за процессом, точно подойдет ко мне и скажет: "Алексей вы невиновны".
Я хотел бы обратиться к тем, кто заказал этот процесс: "Давайте выйдем из мира сказок" [цитирует слова прокурора]. Может, кто-то считает, что это не лучшее место, чтобы ставить тут условия и грозить. Я считаю, что это лучшее место, чтобы рассказать о своих планах.
Я заявляю, что я и мои коллеги сделаем все, чтобы уничтожить этот феодальный строй, который делается в России, где все национальные богатства воруются и их получает полпроцента населения. Я рад, что все это происходит именно здесь, в Кирове. Вы видите здесь, что никакого мира сказок и фантазии нет.
Что мы получили от этих людей? Лишь один продукт за последние годы стал более доступным - водка. Нам - жителям страны - только деградация и спаивание. Это воры устроили своих детей в банки, отправили учиться за границу. Несмотря на то, что вы меня посадили на скамью подсудимых, мы будем вас защищать.
Если кто-то считает, что за эти 6 лет я сбегу за границу, вы ошибаетесь, я никуда не убегу. Я хочу помогать этой стране. Эти сто семей вновь пускают российский народ на путь деградации и высасывают все из этой страны. Вот эти сто человек силой захватили власть за счет апатии. Наш народ подчинился кучке уродов, хотя это просто какие-то ничтожные бывшие комсомольцы, потом стали демократами, сейчас они патриоты. Они просто захапали все. Это недоразумение, и это недоразумение будет исправлено нашим трудом".
Петр Офицеров был более краток: "Я все понимаю. Сказать, что не волнуюсь - это не правда. Нахожусь здесь случайно - не скажу. Мы мужчины и отвечаем за свои поступки всю жизнь. Сделки с совестью всегда, как говорится, неэквивалентны. Я, конечно, хотел бы остаться на свободе. Но если бы пришлось вернуться в начало прошлого года, когда сотрудники Следственного комитета разговаривали со мной, я бы сделал тоже самое. Есть вещи, через которые нельзя переступать. Я не прошу снисхождения, потому что я не виновен, снисхождение невиновным не нужно".
Адвокат назвала процесс незаконным
Как сообщает сайт РАПСИ, на котором ведется текстовая трансляция судебного процесса, заседание возобновилось после перерыва. Теперь очередь защиты. Адвокат Ольга Михайлова заявила, что у обвинения "нет реальных доказательств и поэтому этот процесс носит политическую цель дискредитировать общественного деятеля".
Михайлова уверена, что все действия Навального были строго в рамках его должностных полномочий. Она напомнила показания губернатора Никиты Белых, который подтвердил, что реальных полномочий у Навального не было, лишь анализировать, изучать, подсказывать, советовать. Также адвокат напомнила, что у "Кировлеса" на момент якобы имевшего место преступления были убытки в 200 миллионов рублей.
Адвокат заявила, что "процесс по делу в отношении ее подзащитного незаконен". "Рассмотрение уголовного дела в Ленинском суде города Кирова наглядно подтвердило, что предъявленное Навальному обвинение полностью является противоречащим нормам действующего законодательства", - сказала она.
Как сказала адвокат, сторона обвинения не представила никаких конкретных доказательств, где, когда, кому, при каких обстоятельствах Навальный давал конкретные указания о совершении преступных действий, и в чем именно выразилась его роль как организатора преступления. Михайлова считает, что доказательства, исследованные в ходе процесса, подтверждают, что событие преступления не имело места. "Так, в ходе разбирательства не было приведено ни одного доказательства, подтверждающего позицию обвинения об организации Навальным растраты", - сказала она.
Адвокат обратила внимание судьи на то, что защите было отказано в проведении значимых и важных экспертиз по делу, которые суд счел нецелесообразными, так как экспертизы уже проводились на предварительном следствии. При этом, подчеркнула Михайлова, "на основании проведенных экспертиз, ранее уголовное дело в отношении Навального уже было прекращалось".
Сам Навальный во время перерыва заявил журналистам, что не удивлен выступлением прокурора и ждет обвинительного приговора: "Я не удивлен, а что можно было еще ожидать, думаю дадут лет пять или шесть".
Дело Навального
Алексей Навальный и Петр Офицеров обвиняются в хищении продукции госпредприятия "Кировлес". Согласно обвинительному заключению, Навальный организовал хищение продукции, приказав Офицерову создать "Вятскую лесную компанию" (ВЛК), а директору "Кировлеса" Вячеславу Опалеву - заключить с ВЛК невыгодный контракт. Как заявили прокуроры, контракт был невыгоден, так как прямая продажа леса выгоднее, чем через посредника, которым являлось ВЛК. По версии следствия, в результате действий обвиняемых "Кировлесу" был нанесен ущерб в размере 16 миллионов рублей.
В ходе рассмотрения дела в суде большинство свидетелей заявили, что Навальный не имел полномочий влиять на решения, принимаемые руководством "Кировлеса", так как имел статус советника губернатора на общественных началах. Защита Петра Офицрова считает, что коммерческие отношения между "Кировлесом" и "Вятской лесной компании" не могут рассматриваться в рамках уголовного кодекса.
Кроме того, защита подсудимых указывала на то, что в материалах дела нет экономических экспертиз, которые бы обосновали сумму причиненного ущерба. Поэтому, указывал Навальный, откуда взялась сумма в 16 миллионов рублей, неизвестно. Судья также отказался назначить экспертизу.
Вячеслав Опалев уже осужден по делу "Кировлеса". Он получил четыре года условно. Как считает Навальный, Опалев дал показание на него и Офицерова в обмен на мягкое наказание.
Расследование дела "Кировлеса" неоднократно приостанавливалось и начиналось вновь. Сначала его расследовали местные кировские следователи и не нашли состава преступления в действиях Навального, аналогичный вывод сделали на уровне федерального округа. Активное расследование дела началось после того, как глава СК РФ Александр Бастрыкин раскритиковал своих подчиненных за бездействие. Тогда дело забрали в главное следственное управление СК РФ и завели дело по статье 160 УК РФ ("организация растраты чужого имущества в особо крупном размере"). При этом изначально - на уровне региона и федерального округа - дело было возбуждено по другой, более мягкой, статье. Причем заявителем выступал Вячеслав Опалев, который впоследствии из потерпевшего стал фигурантом.
Опрос: все больше россиян считают дело Навального и "болотное дело" репрессивными
По данным опроса Левада-центра, о "болотном деле" и деле "Кировлеса" против Алексея Навального узнают все больше россиян. Кроме того, растет число респондентов, уверенных в репрессивном характере этих уголовных процессов.
С апреля по июнь этого года на 9% уменьшилось количество россиян, которые ничего не слышали о "болотном деле" и о деле "Кировлеса" против Алексея Навального. На 5% больше стало тех, кто "наслышан" о "болотном деле" и на 4% больше тех, кто знает о деле Навального.
Не знают, кто такой Алексей Навальный, 30% опрошенных (в апреле их было 33%).
Кроме того, уменьшается количество тех, кто считает, что реальная цель процессов - "наказать виновных". Если в апреле о цели "болотного процесса" так отзывался 41% россиян, то в июне уже 35%. Число тех, кто полагает, что дело должно "устрашить оппозиционно-настроенную общественность", выросло с 52% до 58%. Только 23% россиян считают, что дело "Кировлеса" заведено для того, чтобы "наказать Навального и его сообщников, виновных в коррупции и хищениях". 44% уверены в том, что процесс нужен для того, чтобы "заткнуть рот" Навальному и его сторонникам, обвиняющим высших государственных чиновников в коррупции.
При этом количество тех, кто следит за обоими уголовными процессами, стабильно и колеблется в пределах 2-3%.
"Результаты опроса указывают на интересный факт: госканалы ТВ уже не справляются со своей задачей. Телевидение остается значимым источником информации, но появляются и альтернативные источники. Об этом говорит рост числа тех, кто уверен в репрессивном характере процессов", - цитирует "Газета.Ru" научного сотрудника Левада-центра Дениса Волкова.
Он указывает, что в крупных городах доля жителей, считающих, что дела против "узников Болотной" и Навального нужны для устрашения, больше, чем в целом по России. Например, в Москве количество людей, полагающих, что дело "Кировлеса" должно "заткнуть рот" Алексею Навальному, составляет 57% (в целом по России - 44%).
Вместе с тем, вице-президент центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что рост количества информированных о процессах против оппозиционеров и числа сочувствующих им не ведет к увеличению числа россиян, которые проголосовали бы за оппозицию.
"Люди понимают, что в этих процессах у власти есть свои интересы, они не хотят принимать официальную точку зрения. Но это сочувствие оппозиции выглядит индифферентным и отстраненным", - пояснил Макаркин. Он заключает, что это сочувствие не выливается в дела - люди не готовы вступаться за Навального и участников "болотного" процесса.