НТВ

Борьба с коррупцией, начало которой положили майские отставки в силовых структурах, затронет и Счетную палату. Об этом в интервью "Независимой газете" рассказал Сергей Степашин.

Он заявил о том, что собирается наводить порядок в подконтрольном ему ведомстве. "Мы каленым железом будем выжигать нечисть в своих рядах. И о первых результатах вы скоро узнаете", - заявил Степашин.

Степашин сразу заявил, что ему неизвестны причины недавней отставки Генпрокурора РФ Владимира Устинова. "Это не мой вопрос. Главное, что Счетная палата и Генпрокуратура выстроили достаточно четкую, работающую систему взаимодействия. Надеюсь, что и при новом генеральном прокуроре она не будет давать сбоев", - сказал Степашин.

Степашин, в прошлом глава МВД РФ, ответил на вопрос о том, как, по его мнению, можно победить коррупцию в милиции. "У меня люди тоже в отставку уходили, просто мы меньше об этом говорили. Санацию правоохранительных органов нужно проводить жестко, но говорить об этом лучше мало. Это бьет по престижу правоохранительных органов", - сказал Степашин.

Он также сказал, что "в проверках не должно быть конкуренции, а должны быть единые правила и единая организация работы". "Мы часто ходим друг за другом, работаем порой одновременно на одном и том же объекте. А многие организации просто стонут – одни ушли, другие зашли. Некоторые компании создали специальные структуры, выделили помещения и деньги для "работы" с контролерами. Я много раз предлагал создать единую систему финансового контроля в стране. Но Минфин сказал, что им этого не надо, и так все в порядке. Когда есть разные правила и подходы, всегда можно найти лазейку", - заявил глава Счетной палаты.

Глава Счетной палаты считает, что в России необходимо законодательно запретить занимать высокие должности в государственных структурах детям крупных госчиновников. "Это обсуждалось еще на заре новой России в 1991 году, когда я был депутатом Верховного совета. Во многих странах есть и другие ограничения. Если кто-то из аудиторов или контролеров проверял ту или иную структуру, он не имеет права после увольнения идти туда работать. Я уже наблюдал, как один из бывших аудиторов Счетной палаты долго проверял одну частную компанию, называл себя борцом с коррупцией, потом уволился и уже там сидит. Фамилию не буду называть – те, кто знает, и так догадаются. Согласен, что нужен определенный регулятор. Тем более сегодня, чего греха таить, члены правительства получают неплохо – более 3 тысяч долларов, да еще с разными надбавками", - сказал Степашин.

Он также рассказал о реакции президента Белоруссии Лукашенко на недавнее повышение цены на газ. "Я говорил Александру Григорьевичу: если Россия и Белоруссия будут единым государством, тогда и цена газа будет другой", - сказал Степашин.

"Он все прекрасно понимает. Но у него есть свои контраргументы. "Газпром" готов активно участвовать в приватизации "Белтрансгаза". Александр Григорьевич говорит – мы не против, но дайте нам возможность доступа к месторождениям в России. У нас для этого есть деньги. Почему британские компании могут получить такой доступ, а мы не можем? Считаю, что это тема для разговора. Почему бы и нет? Сейчас идет очень сложный процесс, и надо понимать, что Белоруссия уже не та, какой она была 5–6 лет назад. Если тогда большая часть белорусского народа говорила о том, что они готовы не просто объединиться, а войти в состав России, то сегодня сторонников такого варианта – меньшинство. Дальше будет еще меньше. Они за то, чтобы мы были вместе, но они в большей степени осознали собственную ценность, свою идентичность. Белорусский народ достоин большего уважения, чем многим это кажется. У нас все-таки советско-имперское чванство кое у кого сохранилось. Надо от него избавляться", - считает Степашин.

Глава Счетной палаты считает, что проблемы 2008года не существует, а Путин и после своего президентства останется национальным лидером. При этом Степашин заявил, что, по его мнению, "парламент нашей страны был парламентом, а не филиалом исполнительной власти". "Я считаю, что парламент должен быть зубастее, серьезнее оппонировать исполнительной власти, там должно быть больше интересных политических фигур. Не надо, конечно, доводить до ситуации 1993 года. Но наш парламент должен быть больше похож на парламент в Великобритании, во Франции, в США", - считает Степашин.