Следственный комитет РФ после шести лет расследования громкого дела о незаконном прослушивании телефонов, в организации которого обвиняли экс-начальника департамента оперативного обеспечения Госнаркоконтроля генерал-лейтенанта Александра Бульбова, снял с него все обвинения, утверждает газета "Коммерсант". Также было прекращено уголовное преследование секретаря генерала Марии Ковалевой и бывшего заместителя начальника управления собственной безопасности ФСКН Юрия Гевала. В 2010 году Бульбов получил три года условно за незаконное предоставление автомобильных спецталонов.
Бульбов, Гевал и Ковалева были задержаны в октябре 2007 года в рамках громкого уголовного дела о прослушке, первоначально возбужденного в отношении бывшего замначальника управления специальных технических мероприятий (УСТМ) ГУВД Москвы Михаила Яныкина и замначальника МУРа Николая Орлова.
Александру Бульбову инкриминировали разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), незаконную предпринимательскую деятельность (ст. 289 УК РФ), получение взятки в крупном размере (ст. 290 УК РФ) и нарушение тайны телефонных переговоров (ст. 138 УК РФ). После задержания он более двух лет провел в СИЗО "Лефортово".
Генерал высказывал мнение, что уголовное преследование в отношении него началось из-за участия его подчиненных в расследовании скандального дела о контрабанде мебели в торговый центр "Три кита".
Следователи пришли к выводу, что Бульбов якобы платил по 50 тысяч долларов в месяц Михаилу Яныкину за незаконную прослушку, а также с января 2003 года ежемесячно собирал в качестве дани с коммерсантов по 4 тысячи долларов. Всего прокуратура предъявляла обвинения Бульбову по 35 эпизодам преступлений.
В ноябре 2009 года генерала, а также секретаря Марию Ковалеву, Юрия Гевала и старшего оперуполномоченного по особо важным делам майора ФСКН Сергея Донченко выпустили на свободу под подписку о невыезде. В октябре 2010 года Бульбову было предъявлено обвинение в совершении 16 эпизодов преступлений, а дело о прослушке телефонов было объединено с новым делом, связанным, в том числе, с трудовой пенсией.
Как установило следствие, с марта 2004 года по сентябрь 2007 года Бульбов организовал выдачу своим знакомым документов, предназначенных для прикрытия сотрудников правоохранительных органов. По версии следователей, получившие эти документы люди использовали их в личных целях для уклонения от наказания за нарушение ПДД.
Также было установлено, что Бульбов, проходя службу в правоохранительных органах, умышленно умолчал о фактах, влекущих приостановление выплаты ему пенсии за выслугу лет. В результате генералу были незаконно перечислены денежные средства в размере более 670 тысяч рублей. Хотя Бульбов вернул эти деньги в полном объеме, он отрицал свою вину и называл дело заказным. В итоге Бульбов все же признал себя виновным, и его дело рассматривалось в особом порядке.
Изучив дело о прослушке, следствие пришло к выводу, что Бульбов инкриминируемых ему преступлений не совершал, и прекратило дело в отношении него, Юрия Гевала и Марии Ковалевой "за отсутствием состава преступления".
По данным "Коммерсанта", в феврале 2013 года Мосгорсуд повторно вернул в прокуратуру уголовное дело о прослушке в отношении Михаила Яныкина, Николая Орлова, а также их подельников — сотрудника УСТМ Валерия Ванина, бывших сотрудников ГРУ Генштаба Владимира Нестеренко и Игоря Горохова, налоговика Александра Качука и наркополицейских Александра Гусева и Сергея Донченко. Расследование продолжается.