Премьер-министру Чеченской республики Рамзану Кадырову в четверг исполняется 30 лет. Согласно Конституции Чечни, с этого дня он уже может стать президентом. Однако в день своего рождения Кадыров заявил, что пока не имеет президентских амбиций.
"Не знаю, насколько они (амбиции) велики, но я уже решил, что мне пока рано становиться президентом. К тому же даже при всем желании я не могу этого сделать. У нас существует избранный президент республики, и пока не подойдет к концу срок его полномочий (конец сентября 2008 года - прим. ред.), говорить обо мне как о кандидате на пост главы республики, думаю, преждевременно", - заявил Кадыров.
"Тысячи жителей Чечни пропали без вести, сотни сидят в колониях за несовершенные преступления. Народ ждет решения этих проблем. А президент обязан разрешать эти проблемы", - отметил премьер Чечни.
- "Коммерсант": Рамзана Кадырова нельзя уволить с должности под названием Рамзан Кадыров
- "Время Новостей": Кадыров - готский генерал, которому Рим поручил вести пограничную войну с другими варварами
- Кадыров о важном: нужно обеспечить безопасность южных рубежей страны
- Кадыров о личном: лучший подарок для меня – улыбки на лицах взрослых и смех детей
"Более всего меня умиляет, когда представители в общем-то известных и уважаемых изданий с умным видом задают вопрос, намерен ли я баллотироваться на пост президента на очередных выборах. Они даже не удосуживаются заглянуть в действующий закон, который определяет порядок избрания руководителей регионов", - подчеркнул Кадыров.
Он отметил, что не строит планы на будущее. "Мы работаем днем и ночью. Требуя, чтобы так работали все члены правительства. Раньше они целые дни проводили на заседаниях. Главы администраций приезжали в понедельник в Грозный и иногда уезжали в конце недели. Теперь они не знают ни сна, ни отдыха", - сказал премьер.
На вопрос об отношениях между ним и президентом Чеченской республики Аллу Алхановым Кадыров ответил: "У нас с президентом Чечни Алу Алхановым такие отношения, какие бывают между председателем правительства и президентом. Они не являются натянутыми. Могут ли они всегда быть безоблачными? Нет. Но у нас нет никаких претензий друг к другу личного характера".
Ожидается, что поздравить Рамзана Кадырова приедут главы соседних с Чечней регионов, руководители субъектов Южного федерального округа России, а также звезды российской эстрады, среди которых Филипп Киркоров, София Ротару, Сосо Павлиашвилли.
К дню рождения премьера приурочено и открытие главных ворот Грозного - арки в восточной части города. Она представляет собой массивное сооружение со стилизованными древними башнями по обе стороны дороги. В школах республики запланированы спортивные праздники.
Торжественное мероприятие пройдет и на территории аэропорта "Северный", где строители выполнили большой объем работ по вводу в строй воздушной гавани Чечни. Планируется переименовать его в аэропорт "Грозный".
Согласно Конституции Чеченской Республики, ее президентом может быть избран гражданин России не моложе 30 лет. Алу Алханов официально вступил в должность президента Чечни 1 октября и срок его полномочий заканчивается в конце сентября2008 года.
Кадыров о важном: нужно обеспечить безопасность южных рубежей страны
Премьер Чечни Рамзан Кадыров сообщил, что после июльского обращения главы Национального антитеррористического комитета к боевикам на Северном Кавказе в правоохранительные органы обратилось около 250 человек.
Касаясь внутренней ситуации в республике, он сказал, что процесс становления МВД Чечни завершен, и "чеченские милиционеры способны уничтожить нашего внутреннего врага в лице незаконных вооруженных формирований". Местная милиция, отметил премьер Чечни, давно ведет борьбу с бандитами своими силами и ведет ее успешно.
При этом Кадыров считает нецелесообразным командирование в Чечню милиционеров из российских регионов. "Не вижу надобности и в том, чтобы прикомандированные милиционеры стояли на нескольких десятках блокпостов. Не вижу от этого пользы. Ибо боевиков они не ловят. Боевики не такие, видимо, простаки, чтобы ездить через посты и докладывать, что едут из леса", - заявил чеченский премьер.
В то же время Кадыров озабочен интересами России по обеспечению безопасности на южных рубежах и предлагает учитывать их при определении численности войск, дислоцированных в республике.
"Не следует забывать, что в непосредственной близости от России идет война в Ираке, сохраняется напряженность на Ближнем Востоке, неспокойно вокруг Ирана, а НАТО стучится уже в двери Грузии, которые и без того широко открыты. Об этом нужно помнить, когда мы ведем речь о численности войск в Чечне", - заявил Кадыров.
Он сказал, что армейские подразделения "давно уже не проводят в Чечне никакие спецоперации". "Они заняты боевой подготовкой, обустройством военных городков. Сколько их нужно? Столько, сколько Генеральный штаб и Верховный главнокомандующий считают необходимым для обеспечения безопасности южных рубежей страны", - подчеркнул Кадыров.
Кадыров о личном: лучший подарок для меня – улыбки на лицах взрослых и смех детей
В день своего 30-летия чеченский премьер хочет видеть рядом с собой настоящих друзей и соратников, за которых не задумываясь готов отдать жизнь. "Больше всего в дружбе я ценю, конечно же, верность, - сказал Рамзан Кадыров в интервью ИТАР-ТАСС.- Как говорится, "друг познается в беде", и в этом я убедился на практике в годы контртеррористической операции".
В тот период, пояснил он, "рядом были и такие люди, которые отвернулись от нас с отцом и просто ушли". "Но, к счастью, это только помогло нам и в дальнейшем определять настоящих верных друзей и соратников, - констатировал глава правительства ЧР. - И поверьте мне, за таких людей я в любую минуту готов отдать свою жизнь, именно этих людей мне бы и хотелось видеть рядом с собой сегодня".
Больше всего на свете Рамзан Кадыров, "как и любой чеченец, желает только одного: чтобы больше никогда война не ступила на нашу многострадальную землю". А самый лучший подарок для чеченского премьера - "светлые улыбки на лицах взрослых и смех детей".
Несмотря на занятость, Рамзан Кадыров любит читать художественную литературу. "Честно говоря, не всегда удается даже просто взять в руки книгу, но если выдается свободная минута, то ни за что ее не упущу, - рассказал он. - Сейчас вот читаю замечательный роман известного чеченского писателя Абузара Айдамирова "Долгие ночи". "Эту книгу, являющуюся достоянием всего народа, насколько я помню, сравнивают с книгой великого Шолохова "Тихий Дон". Это эпопея нашего народа", - подытожил чеченский премьер.
Карьера Рамзана Кадырова и до сих пор была весьма стремительной, хотя официальная биография его до окончания первой чеченской войны ограничивается скупыми сведениями: "родился, учился", пишет "Время новостей". Между тем начало первой войны как раз совпало с достижением Рамзаном призывного возраста, а семья его активно участвовала в боевых действиях на стороне сепаратистов. В 1996 году в возрасте 20 лет юноша стал помощником и начальником охраны своего отца, только что провозглашенного муфтием Ичкерии. В 2000 году, когда в Чечне началась уже вторая война, Рамзан становится "инспектором по связи и спецтехнике" штаба отдельной роты милиции, занимающейся охраной высших должностных лиц вновь создаваемой гражданской администрации Чечни, которую возглавляет Ахмат-хаджи.
Руководителем разросшейся службы безопасности своего отца он поначалу не являлся. С весны 2002 по 2004 год он работает командиром роты милиции по охране правительственных объектов, параллельно учится в Махачкалинском институте бизнеса и права на юриста, создает в только-только переводящей дух после войны Чечне сеть спортивных клубов своего имени и развлекается собачьими боями в родном Центорое. В 2004 году простой милиционер Рамзан Кадыров - помощник министра внутренних дел республики Алу Алханова, назначение которого произошло после согласования с ним и его отцом, и член Госсовета Чечни от Гудермесского района.
Это пока не означало, что сын президента - второй человек в республике. Но "силовую составляющую" он быстро брал под свой контроль. Противники Ахмата Кадырова даже полагали тогда, что жесточайшие методы подавления, которые применяет контролируемая Рамзаном служба президентской безопасности, бросают тень на самого президента. Но СБ, куда вошли несколько тысяч бойцов, часть которых еще недавно сражалась против федералов, постепенно взяла республику под жесткий контроль. Это называлось "чеченизацией" - с боевиками начали воевать сами чеченцы.
"Чеченизация", похоже, удалась. Появляясь в окружении своих командиров, он все чаще напоминает молодого готского генерала, которому дряхлеющий Рим поручил вести пограничную войну с другими, несоюзными варварами. Союзных, кстати, так и называли - федераты. Они были верными и успешными союзниками и с энтузиазмом создавали на окраинах империи свои "федеративные" королевства. Только для самого Рима эти войны закончились довольно быстро и очень плохо.
Рамзан Кадыров пока не стал генералом, хотя и имеет Звезду Героя России. Но гибель отца в результате теракта в Грозном 9 мая 2004 года, которая, вне всякого сомнения, стала для него тяжелейшим эмоциональным ударом, неожиданно открыла перед ним уникальные карьерные возможности. В день теракта Рамзана, приехавшего в Кремль в голубом спортивном костюме, принимает Владимир Путин - в день трагедии не до этикета, к тому же гостя привозят на аудиенцию из госпиталя, где он лечился после ранения.
Уже 10 мая 2004 года Рамзан Кадыров назначен первым вице-премьером Чечни. Окружение его отца, стремящееся сохранить свой статус новой чеченской элиты, предлагает поменять только что принятую конституцию и сделать президентом 28-летнего Рамзана, рассчитывая, видимо, на то, что молодой любитель собачьих боев окажется слабым и удобным политиком. Кремль на изменение конституции не соглашается - президентом в августе 2004 года становится вполне удобный и тем, и другим Алу Алханов.
В Грозном изначально почти не скрывают, что Алханов вроде регента при несовершеннолетнем наследнике. Однако Рамзан оказывается гораздо более сильным игроком, чем могло показаться сначала. Алханов, многим обязанный его семье, так и остается в тени, зато кое-кто из тех, кто в своих интересах предлагал Москве этот проект чеченского престолонаследия, давно уже покинули и чеченскую политическую сцену, и даже саму Чечню.
Весной 2006 года Рамзан Кадыров возглавил правительство Чечни, став на этом посту первым чеченцем со времен Аслана Масхадова. Очень может быть, что сработало простое хронологическое совпадение, но с этого момента на глазах активизировалось восстановление разрушенной войной республики. Будучи весьма состоятельным человеком, Рамзан Кадыров, по имеющимся данным, вкладывает в строительство и покупку техники свои собственные средства, не дожидаясь бюджетных трансфертов. Говорят, что все эти грандиозные стройки не слишком качественны и вообще являются саморекламой политика, рвущегося к президентству. Но популярность премьера, которого еще недавно ненавидели за "подвиги" СБ, растет бешеными темпами: в глазах очень многих людей именно он сдвинул ситуацию с мертвой точки и окриком полевого командира заставил работать бесчисленных коррупционеров.
Кадыров стал тем, кого так не хватает соседним кавказским республикам, - молодым энергичным и ярким лидером, с которым связывают надежды на перемены к лучшему. У него много денег, красивых машин и вооруженных бойцов, он готов защищать выходцев с Кавказа во всей остальной России и предлагает законопроекты об экономической самодостаточности Чечни. В центре нервничают - "так нельзя", но не говорят, как можно. В регионах смотрят на Кадырова то ли как на "городского сумасшедшего", то ли как на представителя нового поколения сильных региональных политиков, готовых заново переписывать принципы федерации.
К сожалению, "новое" не всегда значит "хорошее". Опорой Рамзана Кадырова в Чечне служат многотысячные вооруженные структуры, созданные главным образом из бывших боевиков, которые, несмотря на нынешнюю легальную ведомственную принадлежность, едва ли когда-нибудь станут законопослушными российскими милиционерами. Численность этих сил сопоставима с федеральными частями, остающимися в Чечне на постоянной основе, и лояльны они не России, а лично Рамзану Кадырову. Милиционеры сопредельных с Чечней территорий не понаслышке знают, какими беспокойными соседями являются их новые чеченские коллеги.
Эта ситуация, судя по всему, уже обеспокоила российских силовиков, которые все внимательнее присматриваются к другим чеченским командирам, перешедшим на российскую сторону, но не так тесно связанным с действующим премьером. Кадыровские бойцы вряд ли станут воевать против России, если она попытается ограничить амбиции их лидера. Однако любые намеки на перераспределение баланса сил уже сейчас ведут в Чечне к возникновению конфликтов между вооруженными группами, напоминающих о бурных 90-х годах.
Похоже, дарить президентство имениннику не предполагается - во всяком случае прямо сегодня. Съезд чеченского народа, который сначала скромно намечали на день рождения Рамзана, отложен на неопределенный срок. Предполагалось, видимо, что представители диаспор в едином порыве с жителями Чечни выдвинут премьера в президенты, и тогда уж у Алу Алханова не останется иного выхода, кроме досрочной отставки.
Если же Алу Алханов останется президентом до августа 2008 года, карьерная перспектива Рамзана Кадырова окажется под сомнением. Не секрет, что с момента смерти отца его политический взлет обусловлен в наибольшей степени личной симпатией президента Путина, который изъявляет намерение уйти со своего поста в положенное время, то есть в марте 2008 года. Сам герой дня прекрасно понимает это обстоятельство - недаром именно Чечня стала одним из самых активных инициаторов третьего путинского срока.
Юлия Латынина: Рамзана Кадырова нельзя уволить с должности под названием Рамзан Кадыров
Рамзану Кадырову исполнилось тридцать. Исчезло последнее препятствие к тому, чтобы он стал президентом Чечни, пишет обозреватель радиостанции "Эхо Москвы" Юлия Латынина в газете "Коммерсант".
Впрочем, считает она, это не важно, будет Кадыров президентом Чечни или нет. Он ее владелец. Власть Романовых маркиз де Кюстин определил как самовластие, ограниченное удавкой. Власть Кадырова есть самовластие, ограниченное фугасом.
В результате борьбы федералов с боевиками число их росло; в результате борьбы Кадыровых с боевиками число их упало. Ведь когда с боевиками борются федералы, они приходят и забирают Ваху, а если Вахи нет, то берут Мусу и заставляют признаться, что он Ваха. В результате все родичи Мусы становятся кровниками государства. К тому же так не бывает, чтобы Муса вышел из СИЗО генералом МВД.
Однако, как пишет журналистка, в прозрачном чеченском обществе знают, кого брать, и Ваху с Мусой не путают. В отличие от ковровых бомбардировок, кадыровцы наносят точечные удары. А так как есть понимание того, что без родичей боевик не продержится, то и родичи исчезают вместе с боевиком. Но тот, кто перейдет на сторону Кадыровых, будет не только прощен, но и возвеличен. К чести рода Кадыровых надо сказать, что чеченские силовые структуры они построили не только на тех, кто, как сами Кадыровы, сражался против федералов в первую чеченскую и за – во вторую. Иные из высших нынешних силовиков Чечни прятались до 2002-2003 года.
Партизан нельзя победить в современной войне. Если ваша армия ведет себя цивилизованно, новых партизан порождает ее слабость; если армия зверствует, новых врагов порождают ее зверства. Если армия невелика, она не может найти партизан; если велика, становится удобной мишенью. Рамзан Кадыров – единственный способ победить в партизанской войне. "Чеченца может победить только чеченец", – говорил покойный Ахмат-хаджи.
Никакой альтернативы Кадырову нет, считает Юлия Латынина. Чечня и Кремль находятся в кровавом симбиозе, при котором любая часть симбиоза теряет в случае конфликта неизмеримо много. Неправда, что Кадырова можно уволить. Рамзана Кадырова нельзя уволить с должности под названием Рамзан Кадыров. Неправда, что Кремль хочет от Кадырова избавиться, – это слухи, распространяемые большей частью теми, кто вышвырнут из Чечни в силу личных конфликтов с Кадыровым.
Есть два разных Кадырова. Один – который был замом Абрамова. Тот гулял по ресторанам и открывал в Гудермесе аквапарк с Ксюшей Собчак. Другой – который стал премьером. Этот новый Кадыров отремонтировал Аргун и Гудермес, строит Грозный и раздает деньги не только в ресторанах, но и в очереди бедняков, ждущих его на ступенях клуба "Рамзан". Старый Кадыров кайфовал от того, что гонял по разрушенному Грозному на "Хаммерах", новый кайфует от того, что приезжает инкогнито на стройку на "десятке". При этом в Центорое знают, где лежит черта. Кремль удивился насчет территориальных претензий к Ингушетии и Дагестану – и претензий как не бывало.
Разница между новым и старым Кадыровым та же, что между вождем викингов Ролло, совершавшим грабительские набеги на Нейстрию, и тем же самым Ролло, превратившим отданную ему Нейстрию в процветающую Нормандию.