Министр обороны России Анатолий Сердюков, которого СМИ рассматривают как одного из возможных кандидатов в мэры Москвы вместо уволенного Юрия Лужкова, дал интервью журналу "Русский Newsweek". Он вспомнил, что решение о назначении на пост главы оборонного ведомства было для него неожиданным, и рассказал о масштабах воровства в армии и о дедовщине. Также он поведал, зачем тратить триллионы на вооружения и почему Минобороны не хочет покупать российские корабли.
"Когда я пришел в Минобороны, то, откровенно говоря, был обескуражен объемами воровства, - признался Сердюков. - Это ощущение не прошло до сих пор. Финансовая распущенность, безнаказанность людей, которых никто никогда не проверял. Причем эта система так укоренилась, что стала уже образом мысли".
Тем не менее, по его словам, проблема постепенно решается: "Мы выстраиваем эффективную систему контроля. Не скажу, что сегодня проблему искоренили полностью. Но результаты есть, и весьма ощутимые".
- Сердюков объяснил, почему, тратя триллионы на вооружения, Россия не может создать контрактную армию
Министр сказал, что руководство страны - президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин - ему доверяют, тот же, в свою очередь, в любых серьезных вопросах пытается получить их поддержку, для чего проводится множество совещаний и заседаний. "Это серьезная работа. Объемная. Но другого пути уже не было. Иначе - дорога в никуда. Денег тратится все больше и больше, а результат все хуже и хуже", - сказал он.
Отвечая на вопрос, почему его, человека из финансового сектора, поставили возглавлять оборонное ведомство, Сердюков признался: "Я, честно говоря, такого решения не ожидал. Когда после службы уволился из армии, думал, что больше туда не попаду. Очевидно, решили, что для этих задач действительно нужен финансист".
Объясняя, почему бюджет новой программы вооружений составил больше 19 триллионов рублей (т.е. по сравнению с прежней программой увеличен втрое), Анатолий Сердюков опроверг, что у России появились новые военные угрозы. Для сравнения он привел пример США, где военный бюджет составляет 719 млрд долларов (против 50 млрд долларов в РФ).
"Эти цифры показывают, что такое действительно серьезные траты. Кроме того, в период кризиса тема перевооружения вообще была на время закрыта. Теперь стало легче. И было принято решение увеличить расходы в той мере, которая действительно необходима для эффективного развития вооруженных сил", - рассказал он.
Министр обороны также объяснил, почему ведомство все время лавирует между импортом и поддержкой отечественного производителя. "Существуют требования, которые ложатся в основу выставляемых нами параметров - технических характеристик их продукции. Дело в том, что требования к оборонной продукции есть и у наших оппонентов. И мы должны соотносить эти цифры. Наша оборонка зачастую не может обеспечить требуемых показателей", - заявил он.
"По той же причине возникает вопрос о "Мистрале". Российский ОПК не обеспечивает необходимые нам параметры. Поэтому мы говорим о готовности закупать образцы импортных кораблей. Наши предприятия хотят выпускать старые модели. Мы их покупать не хотим. Но это даже не конфликт - это рабочая ситуация", - заключил Сердюков.
Учточняя ситуацию с покупкой французского авианосца Mistral, он сказал, что "до конца сентября Россия выйдет на тендер по кораблю данного типа". По словам министра, в конкурсе будут участвовать и зарубежные и российские производители, но для последних он будет тяжелым из-за жестких условий по срокам, стоимости и параметрам.
Сердюков объяснил, почему, тратя триллионы на вооружения, Россия не может создать контрактную армию
Сердюков заявил при этом, что "вооружение стоит дешевле, чем хороший контрактник", поэтому позволить себе полностью контрактную армию Россия сейчас не может. "Никто не пойдет в армию за семь тысяч, если на гражданке можно заработать не меньше 15", - заметил глава Минобороны, объясняя, почему провалилась прежняя программа по контрактникам.
"Мы действительно могли бы отказаться от перевооружения и пустить деньги на совершенствование службы по контракту. Но тогда имели бы старые, не отвечающие современным требованиям технику и оружие", - сказал он.
Анатолий Сердюков признал рост дедовщины в армии, но связал это с увеличением числа призывников. Однако он выразил уверенность, что ситуация со временем выровняется, и статистика станет падать, "особенно с учетом наших методов: мы за это жестко спрашиваем с командиров, вплоть до увольнения за случаи со смертельным исходом".
В результате, по его словам, в России должна быть создана боеспособная, современная, "умная" армия.
Со своей стороны, "Русский Newsweek", оценивая перспективы назначения Сердюкова на пост московского мэра, высказывает мнение, что он - возможно, единственный, кто отвечает нужным критериям. Выходец из Санкт-Петербурга, лоялен, очень давно знаком с Владимиром Путиным, не политик, а, скорее, менеджер-финансист, и, что очень важно, уже дважды доказал свою эффективность - во главе Налоговой службы и, собственно, в армии. Реформа армии - возможно, единственная реформа, которая действительно сдвинулась с мертвой точки за последние два года и уже дала результат.