Трое осужденных, захвативших в минувший понедельник заложников в СИЗО номер 9 "Чагино" в Капотне на юго-востоке Москвы, задержаны и помещены в другой столичный изолятор, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе прокуратуры Москвы, назвав их имена:
Юрий Ситников 1971 года рождения, приговорен к 25 годам лишения свободы за убийство,
Алексей Пухтеев 1982 года рождения, приговорен за убийство и разбой к 25 годам лишения свободы,
Вадим Гурчков 1985 года рождения, осужден на 9 лет лишения свободы за разбой и причинение тяжких телесных повреждений.
Сотрудники московского СИЗО, захваченные в заложники, чувствуют себя нормально и вышли на работу, заявил во вторник официальный представитель ФСИН России Александр Сидоров. "Слава Богу, все обошлось. В результате грамотных действий спецназа никто не пострадал. Все находятся на своих рабочих местах", - сказал он. Он подчеркнул при этом, что "обстановка в самом изоляторе нормальная, все проходит в штатном режиме. Ведется уборка территории".
Напомним, 4 сентября примерно в 15:30 заключенные, отбывающие наказание в учреждении ИЗ-50/9 УИН Минюста РФ по Московской области, совершили нападение на персонал колонии. Захватчиков, как выяснилось, при этом было всего трое, а пленников - 15, в том числе начальник СИЗО Леонид Ногтич, его заместитель и 9 женщин. Поначалу сообщалось, что заключенные использовали при нападении на конвой осколки стекол, но потом у них откуда-то "появились" еще и ножи-заточки и обрезки арматуры. По словам главы ФСИН, главарем группы заключенных, осуществивших захват заложников, был бывший пограничник Александр Пухтеев, осужденный за два убийства.
Так или иначе, по словам первого заместителя прокурора города ВячеславаРосинского, инцидент произошел при попустительстве охраны изолятора: "Напавна них, они переоделись в камуфляж, после чего спокойно ворвались в кабинетначальника, после чего забаррикадировались".
Чего хотели возмутители спокойствия, пошедшие на столь отчаянный шаг, вчератолком не выяснилось. Каких-либо внятных требований они в ходе захвата невыдвигали, говоря лишь о том, что недовольны вынесенными им суровымиприговорами. И.о. начальника УФСИН по Московской области Петр Посмаков заявил, что "захватчики сами не понимали, чего хотят. Они очень обижены на приговор".
На переговорах с представителями ФСИН злоумышленники потребовали предоставить им возможность выступить по телевидению в прямом эфире, и говорили, что не согласны со слишком суровым и несправедливым приговором. В то же время, по словам Росинского, "каких-либо конкретных требований заключенные не выдвигали".
Вскоре после того, как стало известно о чрезвычайном происшествии, дорога, ведущая к зданию СИЗО, была оцеплена сотрудниками милиции. На месте находилась значительная группа тележурналистов и родственников заключенных.
В течение шести часов представители ФСИН пытались вести с злоумышленниками переговоры. Когда стало понятно, что это бесполезно, представители УФСИН начали готовить штурм, и бойцы спецназа провели успешную операцию по освобождению заложников. При этом никто из них не пострадал.
Сама спецоперация была проведена около 21:00, и, по словам Посмакова, длилась около 15 секунд. "Все заложники, а их, действительно оказалось 15 человек, в том числе 9 женщин, были освобождены и не пострадали, захватчики также живы", - отметил он.
Между тем родственники заключенных, собравшиеся у здания СИЗО, считают, что при освобождении заложников не обошлось без пострадавших. "Мы считаем, что представители ФСИН не говорят нам правду о том, что произошло", - заявил журналистам один из родственников, у которого в СИЗО находится брат жены. Эти люди стали свидетелями отъезда от здания СИЗО большого количества машин "скорой помощи" с включенными сиренами, и поэтому сделали вывод, что информация ФСИН об отсутствии пострадавших недостоверна.
В свою очередь, Калинин заявил, что "сведения о ранении захватчиков не соответствуют действительности". "Возможно, кто-то из них получил телесные повреждения, был "помят" нашими спецназовцами - с ними лучше не связываться, ведь преступники были вооружены", - сказал Калинин, добавив, что "никакого бунта в СИЗО не было".
По факту захвата заложников прокуратура Юго-восточного округа столицы возбудила уголовное дело по ч.3 ст. 206 ("захват заложников") и ч. 3 ст. 321 УК ("дезорганизация учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества") УК РФ. Расследование дела прокурор Москвы Юрий Семин взял под личный контроль, отметили в пресс-службе.
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин взял на особый контроль ситуацию в СИЗО. "Надо разбираться в этом трагическом событии", - сказал Лукин радиостанции "Эхо Москвы".
Члены Общественной палаты РФ также намерены на месте разобраться с инцидентом в СИЗО. Они во вторник посетят следственный изолятор. "Мы договорились с Юрием Ивановичем Калининым, что с утра поедем в следственный изолятор и на месте разберемся подробно, что там произошло", - сообщил член Общественной палаты Анатолий Кучерена. За последние годы это беспрецедентное ЧП для российской пенитенциарной системы, пишет "Время новостей". Для руководства ФСИН этот инцидент тем более неприятен, что СИЗО, где оно случилось, до сих пор считалось образцово-показательным, соответствующим всем европейским нормативам.
СИЗО N50/9, где развернулись эти драматические события, расположено на юго-востоке Москвы в районе Капотни на улице Верхние Поля, однако официальноотносится к управлению ФСИН по Московской области. Изолятор был создан в1992 году на базе бывшего ЛТП. В конце 90-х годов в нем был сделан ремонт,построен новый корпус на 400 человек. Всего же одновременно в этом СИЗОможет находиться до 2 тыс. человек. Во ФСИНе это учреждение считалиодним из лучших в регионе - в просторных камерах-комнатах с евроремонтомимеются даже телевизоры и холодильники. Кстати, рядом с СИЗО находится базаспецподразделения УФСИН Московской области "Факел".
В Москве случаи захвата заложников заключенными не отмечались уже много лет, да и в целом по России подобные инциденты происходили нечасто. Так, в сентябре 2004 года в следственном изоляторе временного содержания ОВД Удорского района республики Коми обвиняемый в убийстве захватил женщину-следователя во время проведения допроса. Преступник требовал, чтобы ему дали возможность покинуть СИЗО. Через некоторое время он освободил заложницу и попытался убежать, но был задержан.
В феврале 2006 года в Екатеринбурге во дворе районного суда двое осужденных преступников захватили в заложники женщину-конвоира и потребовали отпустить еще 19 арестованных. Сотрудники правоохранительных органов пытались вести с преступниками переговоры, однако они от всех предложений отказывались. Тогда милиции пришлось применить оружие. Один из преступников был убит, второй ранен и скончался позже в больнице. Заложница не пострадала