AFP

Власти Грузии могут объявить российские миротворческие силы в цхинвальском регионе оккупационными войсками и предпринять все меры, в том числе и силовые, для их вывода. Об этом заявил председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Грузии Гиви Таргамадзе.

"Это произойдет в том случае, если руководство Грузии примет решение о выводе российских миротворцев из цхинвальского региона, а те откажутся выполнять это требование", - сказал парламентарий. "Не исключено, что российских миротворцев выдворят из Грузии силовыми методами, и для этого наши войска должны быть готовы", - сказал Таргамадзе.

Госминистр Грузии Георгий Хаиндрава высказал мнение, что российские миротворцы не выполняют свой мандат в зоне грузино-осетинского конфликта. "Отношение руководства Грузии к российским миротворцам в зоне конфликта в Южной Осетии однозначно - российские миротворческие силы в Цхинвальском регионе мандат не выполняют", - заявил Хаиндрава в понедельник журналистам, комментируя поднятый в парламенте Грузии вопрос о возможности вывода российских миротворческих сил из зоны конфликта.

Как заметил госминистр Грузии, российские миротворцы "ничего не сделали" для улучшения ситуации. Более того, "они потеряли чувство реальности в Грузии", считает Хаиндрава.

По словам госминистра, "дальнейшее присутствие российских миротворцев в зоне конфликта стоит под большим вопросом". При этом Хаиндрава все же отметил, что, принимая решение о выводе миротворцев, "необходимо поступить разумно и учесть все те опасности, которые могут последовать за их выводом".

Председатель парламентского большинства Майя Надирадзе заявила ранее журналистам, что парламент на этой неделе обратится к правительству с требованием начать процедуру вывода российских миротворцев из зоны конфликта.

Между тем, командующий Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) генерал-майор Марат Кулахметов заявил в понедельник, что для прекращения мандата миротворческих сил в Южной Осетии должно быть принято согласованное политическое решение, а односторонние силовые акции в отношении миротворцев будут пресекаться.

"Действие мандата миротворцев может быть прекращено лишь на основе политического решения сторон. В случае принятия одностороннего решения Смешанные силы буду продолжать выполнять свои обязанности в соответствии с мандатом", - сказал Кулахметов.

По словам командующего ССПМ, "мандатом также предусмотрено, что любые действия, силовые в том числе, препятствующие исполнению миротворцами своих обязанностей, должны пресекаться, вплоть до применения оружия".

Напомним, что 3 февраля Грузия решила прекратить свое участие в Совете министров обороны стран СНГ. Соответствующий указ был подписан президентом Грузии Михаилом Саакашвили еще 25 января.

Поводом для принятия такого решения стал внешнеполитический курс Грузии, в частности, планы по вступлению в НАТО - страна не сможет находиться в двух военных объединениях одновременно. В МИД Грузии также заявили, что исполнительный комитет СНГ уже поставлен в известность о решении президента Грузии.

Грузинские военные эксперты поддержали такое решение. "Россия для нас ненадежный партнер, мы имели возможность не раз убедиться в этом, и все разговоры о военном сотрудничестве с Москвой - не более чем иллюзия", - заявил "Интерфаксу" известный грузинский военный эксперт Шалва Тадумадзе. "В условиях, когда Грузия успешно сотрудничает в военной сфере с западными странами, военное сотрудничество с Россией тем более не нужно", - сказал он.

В свою очередь бывший ректор Академии обороны Грузии Георгий Тавгиридзе заявил, что двустороннее военное сотрудничество с государствами СНГ, в том числе с Россией, может быть продолжено. "Из Совета министров обороны СНГ Грузия, считаю, вышла правильно, даже, возможно, следовало сделать это раньше, поскольку он так и не стал для Грузии эффективной организацией и продолжать участие в нем было бы лишней тратой энергии", - сказал Тавгиридзе.

При этом он подчеркнул, что "с Россией, которая, как и Грузия, сотрудничает с НАТО, нам тоже можно искать точки соприкосновения в двустороннем плане". "Думаю, что сама Россия тоже должна проявлять заинтересованность в таком сотрудничестве, например для обеих стран было бы перспективно обмениваться опытом действий в кризисных ситуациях с учетом происходящего в кавказском регионе и общей границы между Россией и Грузией", - сказал Тавгиридзе.