Russia Today

Вопрос переименования Волгограда в Сталинград в Дни памяти Великой Отечественной войны, инициированный депутатами местной городской думы в канун 70-летия Сталинградской битвы, порождает все новые споры. С Церковью дискутируют правозащитники, а в Совете Федерации утверждают, что это вне полномочий сенаторов.

В Русской православной церкви в ходе дискуссии по поводу переименования Волгограда в Сталинград призвали не смешивать победу в Сталинградской битве с необходимостью давать оценку личности Сталина. "Слово Сталинград - не синоним имени Сталин. Слово Сталинград связано с известной победой, с известным периодом нашей истории, битвой, 70-летие которой мы сегодня празднуем", - цитирует "Интерфакс" главу синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.

Есть много людей, для которых слово Сталинград священно, отметил Чаплин. "Не случайно, даже в топонимике западных стран это слово присутствует. Я бы попробовал все-таки разделить слово Сталинград и все те нужные нашему обществу оценки личности Сталина, которые сегодня или в будущем будут даны", - предложил Чаплин.

По его мнению, слово Сталинград близко многим людям в нашей стране, и это слово не является поводом для подробной оценки деятельности Сталина. "Лично я считаю, что Сталин - человек, в котором было хорошее и было плохое. Это человек, который виновен в безвинной смерти значительного количества людей, которые были убиты только потому, что принадлежали к определенным сословиям", - заявил представитель Церкви. В то же время, по его словам, Сталин сделал и определенное количество полезных для страны дел.

Всемирный русский народный собор уже поддержал идею вернуть Волгограду имя, с которым он пришел в историю XX века. По мнению представителей ВРНС, возвращенное городу имя олицетворяет собой эпоху, "которая при всей ее противоречивости и драматизме является неотъемлемой частью победоносного русского прошлого".

Кроме того, считают в Соборе, именно в Сталинграде была поставлена под сомнение концепция врожденного неравенства людей, которая делила человечество на высшие и низшие расы, на избранное меньшинство и обреченное большинство и лежала в основе всей колониальной экспансии западной цивилизации.

С церковью спорят правозащитники

Члены президентского Совета по правам человека в свою очередь высказываются категорически против, сообщает РИА "Новости". "От преступлений прошлого мы должны отречься так, как человек, приходящий к крещению, отрекается от сатаны - трижды", - заявил председатель СПЧ Михаил Федотов.

"Преступления никогда не могут быть героическими. Героизация преступления - это преступление. Мне сомнительна эта идея возвращения подобных имен в нашу топонимику, потому что тем самым мы возвращаемся в ситуацию до 1956-го года", - пояснил он.

Член СПЧ Ирина Хакамада также против переименования Волгограда в Сталинград. По ее мнению, это будет глубокой как политической, так и исторической ошибкой. Хакамада отметила, что переименование городов носит огромный символический характер и ложится тенью на власть.

По словам другого члена Совета, Тамары Морщаковой, "возрождение этого имени, которое в определенном смысле является символом, означает, что мы перестаем критически оценивать и тем более отвергать идеологию террора, идеологию культа личности, идеологию репрессий".

Вместе с тем член СПЧ Сергей Кривенко напомнил, что в феврале 2011 года правозащитники уже представили президенту программу по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. "В этой программе содержался один пункт, касающийся вопросов топонимики. Мы призывали отказаться от наименования городов, наименования улиц в честь людей, которые лично повинны в репрессиях, лично являлись палачами собственного народа. Сталин лично повинен во внесудебных расправах", - подчеркнул Кривенко.

Ранее в СМИ появилась информация, что якобы глава ЦИК России Владимир Чуров выступает за переименование Волгограда и готов провести референдум по этому поводу. Однако Чуров опроверг подобные слухи. "Я ничего такого не говорил", - заявил он журналистам. И дал понять, что его комментарий по этому вопросу сводился к тому, что Центризбирком готов провести референдум, если возникнет такого рода инициатива и будут собраны необходимые документы.

Сведения о мнении самих волгоградцев разнятся

А вот сенатор Волгоградской области Владимир Плотников убежден, что референдум по вопросу переименования Волгограда можно было бы провести уже в этом году. По его мнению, большинство жителей Волгограда поддержат идею переименования города. "Я принимал участие в праздничных мероприятиях, знаю, что эта победа значит и для всей страны, и для нашей области, и чувствую, что большинство людей у нас выступает за переименование".

Совет Федерации России же предлагает потратить силы на что-нибудь более актуальное и вообще считает, что переименование городов - это не его дело. Спикер Валентина Матвиенко полагает, что вопрос переименования Волгограда в Сталинград не является первоочередным как для области, так и для всей страны, и призналась, что акценты были смещены в канун 70-летия Сталинградской битвы. "Самая главная задача сейчас - сделать так, чтобы память об этом великом сражении осталась навсегда, вот на чем мы должны сосредоточиться", - подчеркнула спикер.

Член профильного Комитета Совфеда по делам федерации и региональной политики Юрий Неелов в свою очередь считает, что переименование Волгограда в Сталинград можно считать "крайностью" и следовало бы решать более насущные вопросы, в частности, обеспечение ветеранов достойными выплатами. По словам Неелова, существование названия Санкт-Петербург никому не мешает чтить память погибших в блокаде Ленинграда и тех, кто пытался их спасти.

Кроме того, проведение референдума, а также сам процесс переименования города влечет за собой немалые затраты. "Мне кажется, и большинство жителей Волгограда по целому ряду причин не поддержат идею переименования. Мы должны гордиться героизмом нашего народа, но название города оставить должны прежним", - считает он.

Напомним, ранее первый секретарь сталинградского обкома КПРФ Николай Паршин призвал волгоградцев не беспокоиться о материальной стороне вопроса. По его мнению, на переименование уйдет "всего-то" 16 миллионов рублей за пять лет, в то время как в казне ежегодно заложено 7 миллиардов рублей. "Эта цифра небольшая для возвращения исторической справедливости", - заявлял он.