НТВ

Матрос атомной подводной лодки "Нерпа", во время аварии на которой три года назад погибли 20 человек, на закрытом процессе во Владивостоке неожиданно отрекся от сделанных на допросах признаний. Дмитрий Гробов заявил, что назвать себя виновником трагедии его заставили следователи, сообщает газета "Известия".

8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море на "Нерпе" несанкционированно сработала система пожаротушения, и в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. В результате погибли 17 гражданских лиц, в основном специалисты Амурского судостроительного завода, которые принимали лодку в эксплуатацию, а также трое военных. Еще около 40 человек были доставлены в госпитали.

В связи с аварией ходовые испытания АПЛ прекратились, началось расследование инцидента. Обвинение по делу об аварии было предъявлено командиру лодки Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту старшине Дмитрию Гробову.

Лаврентьев обвиняется в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двух и более лиц по п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ. Гробову инкриминируют причинение по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, смерти двум и более лицам по ч. 3 ст. 109 УК РФ, а также причинение вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды по ч. 2 ст. 118 УК РФ.

Матрос рассказал "массу интереснейших деталей" - они засекречены

Как сообщил "Известиям" адвокат Лаврентьева Сергей Бондарь, теперь Гробов категорически отрицает, что нажимал какие-либо кнопки на пульте управления. На процессе он заявил, что не имеет отношения к выбросу газа.

Как поведал матрос, после инцидента его незаконно лишили свободы, посадив под круглосуточную охрану. По словам Гробова, к нему не пускали ни родных, ни адвоката. Как заявил матрос, он оговорил себя под давлением силовиков. Адвокат подчеркнул, что Гробов рассказал "массу интереснейших деталей", которые он не имеет права озвучить. Как уверен юрист, открывшиеся обстоятельства, несомненно, станут предметом дополнительного расследования.

Как выяснили "Известия", среди обвиняемых ходят упорные слухи, что моряков хотят посадить любой ценой. По словам Бондаря, откровения обвиняемого стали неожиданностью даже для его защитников. В то же время, по замечанию юриста, новые признания Гробова не приведут к изменению стратегии защиты его клиента Лаврентьева, так как он сразу говорил, что сомневается в виновности Гробова.

В Петербургском клубе подводников, который оказывает поддержку Лаврентьеву и Гробову, газете заявили, что теперь никаких доказательств виновности Гробова у следствия нет. Хотя система управления на "Нерпе" должна документировать все нажатия клавиш, в случае с Гробовым никаких подобных отметок сделано не было.

Как сообщает "Интерфакс", общественные организации, а также контр- и вице-адмирала Тихоокеанского флота в отставке призывают суд к справедливому решению в отношении подсудимых. Они считают, что люди на подлодке погибли из-за того, что в специальных емкостях системы пожаротушения субмарины находилась ядовитая смесь фреона и тетрахлорэтилена, а не чистого фреона, как должно быть.

Концентрация ядовитого тетрахлорэтилена в смеси составила 66%, что в сотни раз превышает смертельную для человека дозу. Бывшие флотские военачальники считают, что судить надо тех, по чьей вине вместо безвредного газа в системе пожаротушения оказался яд. Процесс по делу об аварии на "Нерпе" начался в Тихоокеанском флотском военном суде во Владивостоке 20 мая.