Среди похищенных в Нигерии 3 июня сотрудников "Русала" находится 33-летняя Ирина Матросова из Саяногорска и еще трое жителей этого города в Красноярском крае. Об этом сообщило в среду "Сибирское агентсво новстей" со ссылкой на родственников похищенных россиян.
Родственники Ирины Матросовой рассказали, что женщина в составе целой группы красноярцев поехала на новый завод "Русала" в Нигерию работать по контракту. Ей предложили должность замдиректора завода по кадрам. Для специалистов это возможность заработать хорошие деньги, поэтому Матросова согласилась.
Родные Ирины утверждают, что среди шести захваченных в Нигерии "русаловцев" - четверо из Саяногорска. Подтвердить это пока не удалось, поскольку "в целях успешного проведения операции по освобождению" имена и фамилии похищенных не разглашаются.
Напомним, в минувшее воскресенье неизвестные в черных масках на двух микроавтобусах ворвалась на территорию поселка при заводе ALSCON (алюминиевая плавильная компания Нигерии, которая недавно перешла в собственность "Русала") в городе Икот-Абаси и похитили шестерых сотрудников завода - граждан России. При этом был застрелен находившийся там водитель-нигериец". По последней информации посольства РФ в Лагосе, все шестеро россиян живы, боевики, которые удерживают их в плену, периодически выходят на связь и ведут переговоры с российской стороной. Кроме требования денег, боевики выдвигают некоторые политические требования.
По данным газеты "Коммерсант", спецслужбы Нигерии установили, что шестерых россиян захватили боевики, близкие к местной ультралевой организации "Движение за освобождение дельты Нигера", отстаивающей права рабочих, рыбаков и крестьян. Освободить с помощью силовой операции россиян, содержащихся на одном из тысяч островков в заболоченной и кишащей крокодилами пойме реки Нигер, в принципе невозможно, но есть шансы выкупить их - бойцы нигерийских "Красных бригад" не испытывают классовой ненависти к пленникам-иностранцам и возвращают их за вознаграждение, отмечает издание.
По данным источников газеты, вскоре после захвата похитители позвонили с мобильных телефонов сразу нескольким нигерийским чиновникам федерального уровня, сообщив, что акцию провели партизаны "Движения за освобождение дельты Нигера". Эта организация, как следует из ее многочисленных публичных заявлений, добивается "справедливого распределения доходов от деятельности иностранных нефтедобывающих предприятий, расположенных на юге страны". По версии боевиков, огромные средства, поступающие в госказну в качестве налогов, выплачиваемых многочисленными иностранными корпорациями, добывающими нефть в дельте Нигера, оседают в центральных и западных штатах страны, где проживает в основном местная знать.
При этом жителям самой дельты Нигера достаются крохи. Масштабная нефтедобыча на Нигере лишила их возможности заработать деньги самостоятельно с помощью традиционной в этих местах обработки земли, рыбной ловли и охоты на крокодилов: пропахшую нефтью речную живность никто не покупает. В итоге местные крестьяне и рыбаки организовали "Движения за освобождение дельты Нигера", чтобы добиться смещения федерального правительства парламентскими методами, а разрозненные и плохо управляемые боевые отряды тем временем пытаются рэкетировать иностранные компании, взрывая нефтяные скважины или похищая сотрудников.
Во время телефонных переговоров похитители выдвинули целый ряд требований, однако, по словам местных полицейских, все их заявления носят "противоречивый" характер. Сначала похитители говорили, что преследуют политические цели, а сама акция была приурочена к инаугурации нового президента Нигерии Умару Яр'Адуа, состоявшейся за неделю до инцидента. "Боевики таким образом пытаются заставить нового главу государства поскорее заняться экономическими проблемами юга, угрожая в противном случае создать ему серьезные проблемы во взаимоотношениях с США, Россией и другими государствами, имеющими экономические интересы в Нигерии", – цитирует издание слова российских дипломатов, работающих в этой африканской стране.
Однако, как отмечают нигерийские полицейские, боевики, взявшие в заложники иностранцев, всегда начинают торговлю с политических заявлений, но затем переговоры плавно переходят в экономическое русло, начинают обсуждаться конкретные цифры – в итоге стороны приходят к взаимовыгодному соглашению, и пленники получают свободу. Причем сумма, которая за них выплачивается, отнюдь не запредельная: обычно она варьируется в пределах нескольких десятков тысяч долларов. Этим обстоятельством, по словам российских дипломатов в Нигерии, объясняется и отказ официальных лиц сообщить фамилии и должности похищенных сотрудников "Русала". "Если похитители узнают из СМИ, что к ним попали топ-менеджеры, а многие из участников сопротивления учились в российских институтах, сумма выкупа увеличится в разы", – сказал один из работающих в Лагосе российских дипломатов.
"Похищение и освобождение иностранцев в Нигерии – перманентный процесс,– объяснил он. – Так, например, в воскресенье одновременно с пропажей россиян были похищены четверо нефтяников из США и освобождены двое рабочих-филиппинцев". Бойцы нигерийских "Красных бригад", по словам дипломата, не испытывают классовой, этнической или религиозной ненависти к белым гастарбайтерам. Тем более что юг Нигерии населен преимущественно христианами. К своим пленникам нигерийские партизаны относятся доброжелательно и даже с почтением. Дипломат, проработавший в Африке много лет, вспомнил всего один случай гибели иностранного заложника в Нигерии, да и того застрелили полицейские во время неудачной операции по его освобождению. "Я уверен, что в ближайшее время получат свободу и сотрудники "Русала", – считает дипломат.
В то же время посольство России в Лагосе пока не подтверждает информацию о том, что похитителями шестерых россиян являются представители организации "Движение за освобождение Дельты Нигера". Как сообщил "Интерфаксу" по телефону из Лагоса советник посольства РФ в Нигерии Виктор Гончаров, российская дипмиссия по-прежнему находится в тесном контакте с правоохранительными органами и всеми силовыми структурами Нигерии с целью освобождения соотечественников.