В Хамовническом суде Москвы продолжится предварительное слушание по второму делу экс-главы НК ЮКОС и бывшего главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева.Это будет четвертый день предварительного слушания по данному делу. Как ожидается, на предстоящем заседании стороны продолжат обсуждение ходатайства защиты обвиняемых о передаче дела по подсудности в другой суд. Соответствующее ходатайство было заявлено адвокатами накануне.
Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант заявил, что защита не называла суд, в который должно быть передано дело, поскольку не обязана это делать. Он отметил, что защита "привела доводы и примеры, где в Москве рассматривались дела в отношении обвиняемых, названных соучастниками и участниками этой организованной группы". "Подсказывать суду мы не должны", - подчеркнул защитник. Отвечая на вопрос о том, означает ли ходатайство защиты то, что дело не должно рассматриваться Хамовническим судом, Клювгант сказал: "Конечно, именно это и означает".
- Что инкриминируется Ходорковскому и Лебедеву
Судья Виктор Данилкин, рассматривающий дело, решил заслушать все ходатайства сторон и только в конце вынести по итогам предварительногослушания общее постановление. При этом адвокаты выразили свое несогласиес установленным судьей порядком, однако, по их словам, были вынужденысогласиться. В этом постановлении будут разрешены все ходатайства защиты, атакже ходатайство гособвинителей о сохранении меры пресечения Ходорковскому и Лебедеву.
Прошлое заседание было посвящено обсуждению именно этого ходатайства прокуроров. Адвокаты бывших менеджеров "ЮКОСа" выразили свое мнениеотносительно представленных стороной обвинения документов,обосновывающих, по мнению прокуроров, ходатайство о продлении мерыпресечения подсудимым. Защитники считают эти доказательства незаконнымии необоснованными, а иногда "фальшивыми".
Клювгант подчеркнул, что Ходорковский и Лебедев в ходе процесса заявили, что участники организованной группы "находятся не в клетке, а по другую сторону стороны защиты и не ограничиваются двумя персонами". По мнению адвоката, прокурор Дмитрий Шохин "выдал очередной антиправовой перл", заявив, что сторона обвинения не может брать на себя в силу Конституции защиту прав подсудимых.
Касаясь сохранения меры пресечения подсудимым (срок содержания ихпод стражей истекает 17 марта), В.Клювгант сказал, что если к этомучислу не будет вынесено решение по ходатайству гособвинителей, то мерыпресечения с 18 марта "попросту не будет".
Адвокат пояснил, что, согласно действующему законодательству, осужденные лица, которые должны участвовать в следственных действиях или судебном процессе, могут содержаться в СИЗО на условиях колонии, которая им была назначена. Ходорковский и Лебедев в 2005 году были осуждены на 8 лет лишения в колонии общего режима.
В этой связи Клювгант отметил, что сейчас в СИЗО подсудимые содержатся в камерах, "маленьком пространстве, под наблюдением 24 часа в сутки". "Это тюрьма, это следственный изолятор", - заметил адвокат. В то же время он подчеркнул, что в случае отмены меры пресечения, на чем настаивают адвокаты, подсудимые будут содержаться в СИЗО в незакрываемых помещениях, "у них совершенно другая длительность прогулок, другой режим свиданий и переговоров". "На два порядка гуманнее", - сказал адвокат.
В свою очередь адвокат Лебедева Елена Липцер сообщила, что в ходе заседания бывший глава МФО МЕНАТЕП заявил о наличии "доказательств его алиби". Она пояснила, что в обвинительном заключении указывается, что Лебедев в определенный период совершил преступление, находясь в Москве, однако, согласно имеющемуся алиби, в этот момент его не было в столице.
Что инкриминируется Ходорковскому и Лебедеву
О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском районном суде Москвы. По приговору этого суда оба бывших менеджера ЮКОСа были осуждены на 9 лет заключения, однако позже Мосгорсуд снизил назначенное наказание до 8 лет.
Генпрокуратура РФ ранее сообщила, что бывшим руководителям ЮКОСаинкриминируется "хищение чужого имущества организованной группой вкрупном и особо крупном размерах и его легализация".
Ходорковский и Лебедев обвиняются в присвоении или растрате, то есть хищении чужого имущества, вверенного виновному, с использованием своего служебного положения организованной группой в крупном и особо крупном размерах (ч 3 ст 160 УК РФ).
Кроме того, им инкриминируется совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными другими лицами преступным путем с использованием своего служебного положения организованной группой (ч. 3 ст. 174).
Также бывшие руководители компании обвиняются в совершениифинансовых операций и других сделок с денежными средствами или инымимуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступлениялибо использование указанных средств или иного имущества дляосуществления предпринимательской (экономической) деятельности (ч. 4 ст.174-1).
В ходе предварительного следствия, указывает Генпрокуратура, былоустановлено, что обвиняемые в составе организованной группы с основнымиакционерами ОАО "НК ЮКОС и другими лицами совершили хищение путемприсвоения акций дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания"(ВНК) в период с 6 ноября по 12 июня 1998 гг. на сумму 3,6 млрд рублей.А также совершили легализацию похищенных акций дочерних обществ ОАО"ВНК" в 1998-2000 гг. на эту же сумму.
Кроме того, обвиняемые совершили "хищение путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО "НК ЮКОС" в 1998-2003 годах, ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть" ВНК на сумму более 892,4 млрд рублей и легализацию части этих средств в 1998-2004 гг. в размере 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов США", заявляет Генпрокуратура.
Потерпевшими и гражданскими истцами по уголовному делу признаныфизические и юридические лица, которым действиями обвиняемых причиненкрупный и особо крупный ущерб, отметили в Генпрокуратуре. Между тем, адвокаты бывшего главы ЮКОСа заявляют, что срок давности привлечения Ходорковского по эпизоду с хищением акций компании "Восточная нефтяная компания" на сумму 3,6 млрд рублей истек в прошлом году.