В ходе прений сторон в Березовском районном суде города Екатеринбурга прокурор запросил пять с половиной лет лишения свободы для сотрудника фонда "Город без наркотиков" Игоря Шабалина, который вместе с одним из руководителей Фонда Евгением Маленкиным в 2011-2012 годах незаконно лишил свободы девять пациенток фонда. В результате этих противоправных действий от бронхиального менингита скончалась Татьяна Казанцева, которой не была оказана своевременная медицинская помощь. В ходе судмедэкспертизы эксперты обнаружили множественные кровоподтеки в районе головы и рук Татьяны, свидетельствующие о том, что пациентку избивали и содержали в наручниках.
Также известно, что пациентов в "реабилитационный центр" доставляли помимо их воли, руководствуясь лишь устной договоренностью, либо распиской, данной их родственниками.
Как передает корреспондент Znak.com, в ходе прений успела выступить лишь сторона обвинения. Прокурор особенно отметил роль в этом преступлении отсутствовавшего на заседании Маленкина. Согласно показаниям пациенток фонда, именно он отдавал приказы, а Шабалин был лишь их исполнителем.
Евгений Маленкин в данный момент скрывается от следствия, а уголовное дело в отношении него пока приостановлено.
Ранее Шабалин заявлял, что оговорил Маленкина под давлением следователей и сокамерников.
Также по информации Znak.com, сторону подсудимого в этом разбирательстве занимают и некоторые потерпевшие. Например родители и сестра погибшей Казанцевой не винят Шабалина в ее смерти. "Таня добровольно поехала в реабилитационный центр, считаем, что Игорь Шабалин сделал все для ее спасения. Просим оправдать его", - сказала сестра Тани. Те же слова повторил и отец погибшей девушки. Также в защиту подсудимого выступила одна из потерпевших: Татьяна Плис. Татьяна сказала, что не стоит полностью доверять показаниям реабилитанток, т. к. на них могло повлиять давление со стороны следствия, а некоторые и вовсе были в состоянии наркотического опьянения.
Как сообщает Uralweb.ru, из показаний двух потерпевших, которые рассказали о последних днях жизни Татьяны Казанцевой, следует, что девушке наносились побои, так как работники центра считали, что она симулирует болезнь, чтобы убежать.
Между тем основатель фонда, глава Екатеринбурга Евгений Ройзман возмущен требованием представителя прокуратуры о 5,5 годах лишения свободы для Шабалина.
"Игорь был старшим в реабилитационном центре, который мы создали просто от отчаяния. Шел потоком "крокодил". Девчонки на притонах гнили заживо и мерли, как мухи. И ни разу ни эта прокурорша, ни ее начальники не попытались переломить эту ситуацию. А мы рискнули. Игорь был хороший старший. Вот хотя бы один факт. У нас есть двадцать человек, которые бросили колоться именно там, в Сарапулке, когда Игорь был старшим, и они все ему благодарны. И есть 10 человек, которые умерли, потому что Центр был разгромлен и им некуда было пойти. И еще трое сидят за торговлю наркотиками, две за кражи и одна в розыске. А остальные колются. И ведь когда эти девчонки погибали, никакой прокуратуры рядом не было. А как только мы их спасли и привели в чувство, тут же нарисовалась прокуратура", - пишет Ройзман в своем блоге.
"Игорю надо было медаль давать и почетную грамоту за эту тяжелейшую работу, а прокурорша и ее начальники запросили пять с половиной лет лишения свободы. И ведь она не сама по себе, эта прокурорша и ее начальник Пономарев - они представляют государство. Их через несколько лет и по фамилиям никто не вспомнит, потому что ничего доброго не сделали, а ощущение подлости и несправедливости останется у всех. И вся досада - на государство. Несправедливость, она не рассасывается. Она копится и когда-нибудь согнет и сломает любую систему. И все будут думать: "Ну почему так?!" А вот потому", - возмущается мэр Екатеринбурга.
Дело фонда Ройзмана
Напомним, в отношении фонда "Город без наркотиков" было возбуждено несколько уголовных дел, в то числе по факту смерти 17 июня 29-летней реабилитантки из Нижнего Тагила Татьяны Казанцевой и по факту незаконного лишения свободы. Позднее они были соединены в одно производство.
Третье дело было возбуждено по статье "Побои". Поводом для возбуждения стало заявление человека, проходившего реабилитацию в одном из центров фонда "Город без наркотиков". Санкция статьи предусматривает до двух лет лишения свободы.
В реабилитационных центрах фонда неоднократно производились обыски. В Свердловской области, где фонд работает наиболее активно, в ускоренном порядке был создан альтернативный государственный центр реабилитации наркоманов.
В августе в Нижнем Тагиле по решению суда эксгумировали тело умершей реабилитантки Татьяны Казанцевой. При этом к кладбищу были стянуты наряды полиции, которые, по некоторым данным, искали там бомбу. В МВД впоследствии заявили, что на теле обнаружены следы побоев и пообещали, что результаты экспертизы будут сенсационными.
Руководитель фонда Евгений Ройзман сообщил, что "через месяц, в городской больнице г. Березовского состоялось патологоанатомическая конференция, которую вел главный патологоанатом Свердловской области Е.С. Беликов", а также "присутствовали все медики, контактировавшие с Таней". Все они, по словам Ройзмана, подтвердили, что на теле следов побоев не было.
"Получен протокол эксгумации, в котором вновь подтверждена причина смерти Татьяны Казанцевой - менингоэнцефалит. А также сказано, что побоев на теле Казанцевой не обнаружено. А имеющиеся повреждения - последствия черепно-мозговой травмы и трепанации черепа шестилетней давности", - написал Ройзман в своем блоге.
В сообщении Следственного управления Следственного комитета (СУ СК) РФ по Свердловской области от 21 ноября 2012 года, однако, говорится: "Повреждения у Казанцевой причинены пятикратным воздействием (удар, сдавление) тупого твердого предмета (предметов), могли образоваться как от ударов, так и при ударах о таковые".
25 января 2013 года завершилось следствие по делу, а 5 апреля 2013 года дело было передано на рассмотрение в суд. 28 мая произошло первое слушание.