Правительственная комиссия Ингушетии подготовила проект соглашения огранице с Чеченской республикой - то есть пошла по пути, который осторожно предложил для решения конфликта полпред президента на Кавказе Александр Хлопонин. В субботу пресс-служба главы Ингушетии сообщила, что правительственная комиссия по вопросу определения административной границы между Чечней и Ингушетией завершила работу, ее выкладки будут направлены полпреду.
В тексте с множеством прописных букв указывается: "Сегодня председатель комиссии Мухарбек Дидигов сообщил главе республики Юнус-Беку Евкурову о том, что правительственной комиссиейподготовлен проект соглашения по вопросу определения границы с Чеченскойреспубликой".
Дидигов на встрече с шефом сообщил: "Прежде чем сформировать нашу позицию, мы несколько раз проводили заседания. Работа велась в четырех группах, и сегодня я представляю вамна рассмотрение документ, поддержанный всеми членами комиссии". Также он подчеркнул, что все документы,использованные в ходе работы комиссии, основаны на федеральном ирегиональном законодательстве о местном самоуправлении.
Минрегион, высказавшийся по поводу конфликта, указал, что изменение границ возможно, но на это необходимо согласие обоих субъектов РФ.
Глава Ингушетии поблагодарил членов комиссии за плодотворную работуи поручил направить проект соглашения в парламент Чеченской республики,министерству регионального развития и полпреду президента РФ в СКФО.
О том, как в Ингушетии решили поделить спорные территории, пресс-служба не сообщает.
В Чечне "ни о каких докладах" не слышали
Председатель парламента Чеченской республики ДуквахаАбдурахманов заявил "Интерфаксу" в субботу: "Мы не встречались на этой неделе, последняя встреча была две недели назад. После этого ни о какихдокладах, ни о какой законченной работе, ни о каком проекте они(представители Ингушетии) с нами не разговаривали. Ближайшая встреча унас должна быть на следующей неделе. Если они нам предложат какой-топроект, то мы будем его рассматривать. У нас пока его нет".
Ранее чеченский спикер заявлял, что установление административнойграницы между Чечней и Ингушетией не приведет к конфликту двухреспублик. "Никаких конфликтов не будет. Мы граждане одной страны, поэтому всевопросы уходят в Конституционный суд, если будут споры. Также мы братьяи один народ, как мы можем из-за земли спорить? У нас есть чиновники,президенты республик, парламенты, уполномоченные решать эти вопросы зарабочим столом, и никаких конфликтов не будет, это не бравада", - сказал Абдурахманов, выступая в Ставрополе 20 сентября.
Кадыров нашел новое направление: в Грузии "появился просвет"
Глава Чечни пока не отреагировал на план урегулирования, предложенный ингушскими соседями. Зато у него появилось другое направление для развития.
В интервью программе "Вести в субботу с Сергеем Брилевым" он положительно оценил победу оппозиции на выборах в Грузии и заявил, что в развитии связей республики с соседним государством "появился просвет". По словам Кадырова, из Чечни в Грузию можно добраться за полчаса-час, и открытие этого направления было бы экономически очень выгодно. Но такое было невозможно, пока у власти в соседнем государстве оставался Саакашвили. После выборов ситуация, по мнению главы республики, может измениться.
"У нас любят грузинские танцы, песни, - цитирует Кадырова ИТАР-ТАСС. - Мы приедем (в Грузию) с концертной программой, спортивной, за мандаринами, апельсинами, будем жить хорошо".
Суть и опасность разногласий между Чечней и Ингушетией
Рамзан Кадыров заявил о намерении поднять на федеральном уровне проблему установления административной границы с Ингушетией в начале августа после спецоперации в ингушском селе Галашки, проведенной чеченскими силовиками. Тогда Кадыров объявил: если президент Ингушетии Евкуров не может навести порядок у себя, то ему помогут чеченцы. Юнус-Бек Евкуров в ответ написал своем блоге, что попытки пересмотреть границу могут привести к конфликту.
Вопрос о размежевании Ингушетии и Чечни уходит корнями во времена СССР, и на карте России между двумя отдельными республиками границы нет. Предметом споров двух кавказских республик издавна были Сунженский и Малгобекский районы Ингушетии, на которые и претендует теперь Чечня, пишет Forbes.
Ингушетия, лишившись этих районов, рискует исчезнуть с карты, так как эти два района составляют две трети территории республики. Без них у российского субъекта останется только два района-анклава. Правда, есть один способ сохранить республику - вернуть себе Пригородный район.
Эта территория по плану, к которому апеллировал Кадыров, должна принадлежать Ингушетии. Однако ситуация в Пригородном районе была непростой, в октябре 1992 года там возник вооруженный конфликт между ингушами и осетинами. Решение этого вопроса стало одной из заслуг Юнус-Бека Евкурова. Он инициировал муниципальные выборы в районе и фактически отказался от него, добившись таким образом отсутствия напряженности на границе с Северной Осетией.
Таким образом, высказывая территориальные претензии, Рамзан Кадыров фактически вовлекает в конфликт не только Чечню и Ингушетию, но еще и Северную Осетию.
Эксперты связывают конфликт Кадырова и Евкурова в нынешней фазе со столкновением двух систем управления. Ингушетия стараниями главы республики воспринимается как такая же часть России, как, например, Ярославская область. А Чечня больше напоминает колонию, во главе которой стоит лидер, формально все контролирующий и отвечающий непосредственно перед президентом России. А в споре о границе Рамзан Кадыров проверял позицию Москвы: какая из двух систем управления федералам кажется более предпочтительной, отмечает Forbes.