Защиты экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского сегодня закончила свое выступление в прениях в Мещанском суде по объединенному делу Ходорковского, Лебедева и Крайнова. В пятницу судебное заседание продолжится с реплик сторон, которые включают в себя прения.
Адвокаты бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского попросили оправдать их подзащитного по всем эпизодам, связанным с "Апатитом".
Адвокат Ходорковского Генрих Падва напомнил присутствующим о ситуации, которая сложилась на предприятии к моменту приватизации: "Апатит" стоял на грани социального взрыва, стоял вопрос о банкротстве. Благодаря Михаилу Ходорковскому была снята социальная напряженность. "За ту деятельность, которую провел Михаил Ходорковский, награждать надо", - заявил адвокат. Он вновь подчеркнул непричастность своего подзащитного к совершению инкриминируемых ему деяний, сославшись на показания свидетелей и Андрея Крайнова.
Генрих Падва просил суд оправдать Михаила Ходорковского по данному эпизоду (несмотря на истечение срока давности) за отсутствием состава преступления. Об этом сообщает "Пресс-центр Михаила Ходорковского".
Затем адвокат перешел к эпизоду обвинения по продаже апатитового концентрата. Как утверждает следствие, менеджерская группа заключила с рядом посреднических компаний договоры купли-продажи продукции "Апатита" по заниженной цене. "Почему же никому не было предъявлено обвинение в лжепредпринимательстве?" - спросил Падва. "Ни одного случая. Если говорят, что виновен Ходорковский - предъявите ему это обвинение... Не предъявляют!" В это время сам Ходорковский громко сказал: "одним больше, одним меньше", чем вызвал общий смех в зале суда.
Завершив свое выступление, Генрих Падва выразил надежду, что слова адвокатов будут услышаны судом и обвиняемые будут оправданы.
- Выступление адвоката Генриха Падвы 5 апреля (АУДИО. Часть 1. Часть 2. Часть 3)
- Выступление адвоката Генриха Падвы 6 апреля (АУДИО. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9)
- Выступление адвоката Генриха Падвы 7 апреля (АУДИО. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14)
"Я остаюсь и с верой, и с надеждой. С верой в вас, уважаемые судьи, в то, что вы нас услышали и сумеете найти зерно истины", - сказал Падва, обращаясь к суду. "С надеждой, что в день вынесения приговора свершится подлинное правосудие и стража выпустит на свободу обоих подсудимых", - заявил адвокат.
"Я надеюсь на то, что в день вынесения приговора вот эта металлическая железная дверь откроется и стражи выпустят Ходорковского и Лебедева", - сказал адвокат, указывая на клетку, в которой содержатся подсудимые.
Затем к участию в прениях приступил адвокат Юрий Шмидт - последний из защитников, выступающих по данному делу. "Я выступаю в качестве члена организованной группы "так называемых" адвокатов, - начал свое выступление Юрий Шмидт. - Я намерен доказать невиновность Михаила Ходорковского в уклонении от уплаты налогов как физического лица".
По словам адвоката, во-первых, следствие умышленно использует формулировки закона, значительно расширившего диспозицию ст. 198 УК РФ за счет криминализации действий, ранее не считавшихся преступными. Это "свидетельствует о том, что оно само прекрасно понимает, что в действиях Ходорковского, совершенных задолго до принятия указанного закона, состав преступлении отсутствует", заявил Шмидт.
Во-вторых, по словам адвоката, Ходорковский действительно оказывал консультационные услуги иностранным партнерам по широкому кругу экономических вопросов, что подтверждается соответствующими договорами и декларациями. Таким образом, по мнению Шмидта, материалами дела подтверждается добросовестность налогоплательщика Ходорковского. А утверждения следствия противоречат фактическим обстоятельствам, подтвержденным материалами дела, сообщает Пресс-центр Михаила Ходорковского.
"Очевидна тенденциозность и полная необъективность следствия, как бы "не заметившего" наличия в деле документов, опровергающих главные выводы обвинения", - заявил Юрий Шмидт.
"Ходорковский - звезда в мире бизнеса, как в рок-музыке - Маккартни и в опере - Паваротти, - заявил адвокат. - Человек, который своей подписью перечисляет миллионы долларов, якобы придумывает схему по уклонению по уплаты налогов на сущие копейки для него. Уж кем-кем, но крохобором он не был никогда".
В четверг заседание Мещанского суда посетил председатель "Комитета-2008" Гарри Каспаров. В беседе с журналистами он заявил, что считает данное дело "политическим заказом".
"Странно мне, человеку, привыкшему к логике, слушать выступления защиты, которая пытается найти какие-либо аргументы при полном отсутствии таковых у обвинения", - сказал Каспаров.
Он выразил надежду, что его присутствие "окажет какую-то поддержку тем, кто находится на скамье подсудимых", передает "Интерфакс".
"Единственное логическое решение, которое может вынести суд, - полное оправдание", - подчеркнул Каспаров.
Во время выступления Падвы суд сделал замечание прокурору
Заключительная речь Падвы была омрачена выходкой прокурора Шохина. Во время выступления в суде Генриха Падвы Дмитрий Шохин стал что-то комментировать, выражать неодобрение и крутить пальцем у своего виска. Падва был вынужден прерваться. "Не надо крутить у виска пальцем, прокурор. Это неприлично. Хорошо, что я более адаптирован (к такому поведению), чем мои молодые коллеги", - сказал адвокат.
По его просьбе судья Мещанского суда Москвы сделал замечание Дмитрию Шохину о недопустимости подобного поведения. После этого Генрих Падва продолжил свое выступление.
Единственный пункт, в котором оказались солидарны обвинение и защита: срок иска по приватизированному "Апатиту" истек
Как пишет интернет-издание ej.ru, президент России обещал бизнесу сократить срок исковой давности по приватизационным сделкам с десяти до трех лет. Практически все наблюдатели расценили это как подарок предпринимательскому сообществу, как закрытие "приватизационного досье" 90-х годов.
Однако, во-первых, по значительной части сделок периода чубайсовской приватизации срок давности уже истек или истекает. Так, на суде над Михаилом Ходорковским даже прокурор согласился с тем, что по делу "Апатита" (единственная приватизационная составляющая этого процесса) он истек, и это был единственный пункт, в котором оказались солидарны обвинение и защита.
Во-вторых, государство на самом деле не слишком хотело пересматривать итоги приватизации. Большинство предприятий, которые получили новых владельцев при Чубайсе, уже успели неоднократно поменять собственников. Сейчас эти предприятия принадлежат добросовестным приобретателям, в том числе и иностранным инвесторам.
В результате, как пишет издание, складывается дикая ситуация: в случае пересмотра итогов приватизации возможные нарушители окажутся в выигрыше (они уже свои деньги с лихвой вернули на перепродаже), а виновными станут те, кто поверил в российскую рыночную экономику и действовал в строгом соответствии с законом. Понятно, что будет нелепо, если кому-нибудь придет в голову национализировать Тюменскую нефтяную компанию, а за чубайсовскую приватизацию придется пострадать ВР, пишет ej.ru.