Бежавший в Швецию агент ФСБ РФ Александр Новиков утверждает, что внедрился в стан "внутреннего врага" - российское оппозиционное движение "Объединенный гражданский фронт" Гарри Каспарова - и два года работал там за 8000 рублей в месяц, пишет Le Figaro.
36-летний холостяк Новиков - не чета великим шпионам КГБ, бегством которых на Запад отмечена история холодной войны, но его история проливает новый свет на сегодняшние методы работы российских спецслужб, отмечает французское издание.
"Шпион" снял маску после того, как в конце января уехал за границу. Он бежал в Финляндию, потом в Данию, теперь он говорит, что находится в Швеции, где попросил политического убежища. "Я по-настоящему боюсь, - признался Новиков корреспонденту Le Figaro в телефонной беседе. - Если я вернусь в Россию, меня обвинят в государственной измене". (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Новиков, родившийся в Приднестровье, изучал медицину в Сибири. Он вошел в контакт с ФСБ РФ в 2006 году, когда работал представителем немецкой фармацевтической фирмы и получал около 20000 рублей в месяц. "В начале 2006 года я пошел в ФСБ, чтобы попытаться что-нибудь разузнать о друге, пропавшем из поля зрения, который был связан с криминальными кругами Приднестровья", - рассказал Новиков. По его словам, принимавший его сотрудник спецслужб связался с ним через две недели и предложил ему "контракт".
По "десять раз в неделю" он передавал данные трем своим "кураторам". На улице, в кафе, в машине. Как бухгалтеры, старательно учитывающие государственные средства, эти "кураторы" требовали от него расписку с подписью "Михаил" в обмен на 8000 рублей. При этом Новиков уверяет, что его интересовали не деньги: "Мне показалось, что будет интересно собрать информацию об ОГФ Каспарова, что это шанс изменить мою скучную жизнь". В то же время французская газета приводит данные обозревателя "Новой газеты" и сайта agentura.ru Андрея Солдатова, который утверждает, что два источника в ФСБ подтвердили ему, что Александр Новиков действительно был их агентом, а главным мотивом поступков Новикова был долг в 15 тысяч долларов. Однако Новиков утверждает, что взял этот кредит уже после того, как его завербовала ФСБ.
В ОГФ Новиков был "довольно активным", "не вызывающим подозрений" членом, он был даже арестован во время демонстрации, но "он не имел доступа к важной информации", сообщила Le Figaro близкая соратница Каспарова Марина Литвинович. "Ввиду враждебного отношения власти мы подозревали, что за нами следят", - добавила она.
Почему же шпион пошел на риск предательства? - задается вопросом французская газета. Сам Новиков ответил так: "Один из моих кураторов считал людей из ОГФ идиотами. А я им симпатизировал, я начал понимать, что у них должна быть возможность свободно высказывать свое мнение".
Если история Новикова правдива - это первый случай, когда шпион, внедрившийся в политическое движение в России, рассказывает об этом, указывает издание, напоминая, что ельцинский закон 1995 года запрещает спецслужбам внедряться в законные общественные организации.