НТВ

Министр обороны РФ Сергей Иванов сообщил журналистам в Петропавловске-Камчатском подробности спасательной операции по подъему батискафа АС-28 у берегов Камчатки."Очень сложная спасательная операция длилась около двух суток. Сегодня в 16:19:30 по Камчатскому времени наш автономный спасатель "Приз" поднялся на поверхность", - сказал министр. "Время подъема составляло три минуты с глубины 200 метров", - сказал Иванов.

"В течение шести часов сегодня беспилотный английский аппарат Scorpio работал почти на дне. Он был с момента прихода в район спасательной операции, сразу же, не теряя ни секунды, наведен нашими подводными аппаратами "Тайгер", обладающими видеосъемкой, точно на место нахождения "Приза", и приступил к работе", - сказал министр.

"За 6 часов он отрезал 5 тросов, причем самый большой из них был трос от рыболовецкого трала, брошенный браконьерами. Кроме этого, он перерезал много шлангов, кабелей", - рассказал Иванов. По его словам, волнительным для всех был момент, когда "все путы были устранены, а "Приз" еще не всплывал".

Он отметил, что с экипажем поддерживалась постоянная связь. Была отдана команда экипажу продуть воздухом высокого давления носовую часть батискафа. "Около 2-3 минут "Приз" еще не двигался при внешнем отсутствии каких-либо дефектов. И вот через 2-3 минуты он оторвался и за три минуты поднялся на поверхность", - сказал Иванов.

"Там уже на баркасе ждали врачи, спасатели. Экипаж "Приза" сам открыл люк. Сказал, что ему не нужна медицинская помощь. Сам вышел на поверхность и был доставлен на госпитальное судно, где были проведены все первичные медицинские действия", - добавил министр обороны.

"Мы опасались, прежде всего, за две вещи. Это переохлаждение - потому что температура в последние 2,5 суток была не выше 5 градусов на борту аппарата. И боялись уже легкого отравления углекислым газом. Но, к счастью, этого не произошло", - подчеркнул Иванов.

"Я очень благодарен экипажу "Приза" за мужество, стойкость и волю. Я очень благодарен нашим морякам-тихоокеанцам. Здорово проявили себя все, в том числе и английские моряки, которые работали очень профессионально, оперативно и грамотно. И вот в результате такого морского братства, морского содружества, мы не на словах а на деле увидели, что значит это морское братство", - сказал Иванов.

"Все последние дни мы занимались только спасением. А разбор заплывов и погружений, конечно, будет проведен спокойно, но чуть позднее", - добавил глава российского военного ведомства. "Решения о привлечении иностранных специалистов принимались на уровне Главкомата ВМФ, который связывался со многими государствами и многие государства звонили нам, с предложением помочь", - отметил Иванов.

По его словам, российские моряки пытались своими силами поднять освободить батискаф с помощью тралов, использовали многочисленные методы. "Но использование такого аппарата, как Scorpio оказалось наиболее эффективным", - сказал министр. "Мы очень благодарны всем", - отметил он.

"С международными аспектами никаких проблем абсолютно не было. Важно было определить, кто, когда, в какие сроки и что может сюда доставить из того, что реально нужно. В данном случае это была резка тросов", - подчеркнул министр. "Справились бы мы своими силами - это гипотетический вопрос", - отметил он.

Министр обороны в понедельник, после непродолжительного отдыха, намерен встретиться с экипажем батискафа и семьями подводников.