Министр иностранных дел России Сергей Лавров опроверг слухи о возможном присутствии президента Ирана Махмуда Ахмади Нежада на петербургском саммите G8 15-17 июля.
Лавров в пятницу в интервью "Российской газете" заявил: "Я таких спекуляций не слышал. Никто президента Ирана на "восьмерку" не приглашал, и планов таких не было", передает "Интерфакс".
Кроме того, Сергей Лавров разъяснил позицию России еще по трем "горячим точкам" - по северокорейскому вопросу, палестино-израильскому противостоянию и ситуации в Ираке.
По отношению к КНДР необходима твердая, но предельно взвешенная реакция Совета Безопасности ООН, - заявил он. "Необходимо делать то, что позволит достичь результата, который мы все хотим видеть. А именно, в качестве конечной цели - урегулирование ядерной проблемы Корейского полуострова. При возвращении КНДР в режим нераспространения ядерного оружия и при устранении любых угроз этому режиму. Путь к этой кардинальной цели лежит через переговоры. Переговоры в шестистороннем формате, которые велись и которые необходимо возобновить. Все их участники со стороны пяти стран к этому готовы", - подчеркнул Лавров.
По его словам, введение санкций и прессинг США и Японии, предлагающих расценивать испытания "как угрозу международному миру и безопасности" - ошибочная позиция. "Ответом явилось заявление Северной Кореи о том, что они и дальше будут продолжать пуски без уведомления кого-либо... Конечно, это все очень опасно", - напомнил Лавров.
"Мы убеждены, что реакция Совета Безопасности ООН нужна, что она должна быть твердой. Но без угроз, которые вызывают лишь ответные угрозы. Реакция должна быть выверенной и направленной на то, о чем я сказал сначала: на возобновление переговоров. Другого пути просто не существует", - подчеркнул глава МИД РФ.
Относительно ситуации в Ираке, по словам Лаврова, "восьмерка" не будет принимать решений. Саммит даст оценку ситуации и выскажет свое мнение. Решение должны принимать в Совете Безопасности ООН, который выдал мандат на пребывание там многонациональных сил. "Этот мандат периодически продлевается, но к очередному рассмотрению этого мандата в конце года можно будет подойти предельно серьезно и ответственно", - подчеркнул Лавров.
Что касается ближневосточного урегулирования, то он надеется, что главный механизм, который уполномочен содействовать сторонам решать имеющиеся проблемы, а именно "четверка" международных посредников, сможет в ближайшее время как-то воздействовать на ситуацию. "По крайней мере, и мы, и европейцы стараемся это делать. Арабские страны, с которыми мы находимся в повседневном контакте, также предпринимают усилия для того, чтобы вывести ситуацию из ее очень разогретой фазы. В качестве первоочередного шага рассматриваем освобождение захваченного израильского солдата и, конечно же, прекращение насильственных действий, обстрелов с обеих сторон", - отметил глава российского МИД.
Глава МИД РФ не дал прямого ответа на вопрос о вероятности расширения G8, отметив при этом, что "восьмерка" - понятие относительное. "На самом деле, участников-то больше. К примеру, есть Евросоюз, который представляет очень большую группу стран. Во-вторых, в мероприятиях в рамках саммита "большой восьмерки" регулярно принимают участие другие ведущие государства мира. Это и Китай, и Индия, ЮАР, Бразилия, Мексика", - сказал Лавров.
Глава российского МИД подчеркнул, что на саммит в Санкт-Петербург приглашен и президент Казахстана, который будет представлять СНГ в качестве председателя Содружества. "Речь идет о двух крайних точках зрения - расширять "восьмерку" сейчас или вообще не расширять. "Восьмерка" ведь работает отнюдь не в вакууме", - добавил он.
Лавров напомнил, что для решения отдельных вопросов в течение года привлекаются представители многих стран. "В частности, - сказал он, - когда речь идет об Африке, то привлекаются руководители Африканского союза. Причем подобные встречи становятся все более систематизироваными и структурированными".
Документы, которые готовились к саммиту, проходили через экспертные консультации и министерские встречи. Соответственно собирались и министры энергетики, и министры образования, и министры социального развития. На всех этих встречах по каждой из основных тем саммита присутствовали и принимали участие в обсуждении представители упомянутых стран, которые в "восьмерку" не входят, сказал Лавров.