Владелец команды автогонщиков "Александров-ралли" Александр Александров в среду осужден Лефортовскиим судом Москвы на семь лет лишения свободы по обвинению в присвоении денежных средств ЮКОСа, совершенном им, по версии следствия, вместе с бывшими руководителями компании "ЮКОС-Москва". Суд также обязал его выплатить штраф в размере 600 тысяч рублей.
В ноябре 2005 года по этому делу эта же судья Елена Канева приговорила к большим тюремным срокам 9 обвиняемых, в том числе к 14 годам тюрьмы начальника общего отдела компании "ЮКОС-Москва" Алексея Курцина и младшего брата Александрова Алексея (последний был приговорен к 11 годам заключения и выплате штрафа в 1 млн рублей).
Генпрокуратура инкриминировала ему хищение и отмывание 137 млн рублей, направленных ЮКОСом в регионы якобы на благотворительность. Упомянутая сумма была частью 342 млн рублей, за хищение и отмывание которых суд приговорил Курцина. Кроме того, Александров признан виновным в легализации всего похищенного имущества. В ходе судебного разбирательства Александров признал себя виновным в совершении инкриминируемых ему деяний, передает "Интерфакс".
По версии следствия, братья Александровы дружили с первым вице-президентом ООО "ЮКОС-Москва" Михаилом Трушиным (он находится в розыске) и активно помогали ему обналичивать похищенные у ЮКОСа деньги. Дело Александра Александрова было выделено Генпрокуратурой из основного дела о хищении и отмывании в связи с тем, что последний в СИЗО фактически ослеп, и следователям пришлось знакомить его с материалами дела, читая их вслух, отмечает пресс-центр Ходорковского со ссылкой на газету "Коммерсант". В конце концов несколько десятков томов были прочитаны и отправлены в Лефортовский суд.
По версии обвинения, Михаил Трушин и Алексей Курцин, которым были вверены средства ЮКОСа, обеспечивали перечисление денег на счета организаций и фондов. В свою очередь несколько предпринимателей - братья Александр и Алексей Александровы, директор компании "КТИ" Игорь Гончаров, директор компании "Аллонж" Игорь Агафонов, директор компании "Аквинт" Константин Воротников, Дмитрий Шленский, Юрий Юминов и Сергей Балдыков подыскивали и регистрировали подставные общественные фонды и организации, на счета которых перечислялись средства. Затем деньги обналичивались и поступали в распоряжение преступной группы. Расследование уголовного дела было завершено в марте 2005 года.
На закрытом предварительном слушании Александр Александров, вопреки ожиданиям, не заявил отвод судье Каневой, отправившей его брата по аналогичному делу в колонию строгого режима. Он также не стал возражать против слушания ею дела единолично, а не в составе коллегии судей. "В этих действиях не было смысла", - сказал в апреле 2006 года корреспонденту "Коммерсанта" адвокат Александрова Андрей Ромашов.
Известно, что на предварительных слушаниях Александров обвинялся в пяти эпизодах хищения и отмывания денег ЮКОСа, совершенных с февраля по июль 2004 года (на общую сумму 137 млн рублей). В частности, в феврале были похищены 40 млн рублей через подставную Тульскую городскую общественную организацию "Дом". По версии следствия, ее учредил член организованной группы туляк Игорь Гончаров (уже приговоренный Еленой Каневой к 13-летнему сроку заключения).
Через две недели после создания "Дом" обратился к управляющей делами ЮКОСа Татьяне Глазуновой с просьбой о перечислении 40 млн рублей на его счет "в виде добровольного пожертвования на уставную деятельность". Письмо было передано Михаилу Трушину, и буквально через несколько дней эта сумма была перечислена со счета ЮКОСа "Дому". Затем, по версии следствия, деньги были разбросаны упомянутым Игорем Гончаровым по четырем подконтрольным ему фирмам, причем в платежных документах содержалась ссылка на несуществующий договор подряда от 4 февраля 2004 года. Со счетов этих фирм деньги были распылены на счета десяти других компаний-однодневок.
Далее, как следует из обвинительного заключения, член группировки туляк Игорь Агафонов собрал деньги со всех счетов, получив их наличными "как возврат ссуды по договорам займа с физическими лицами", и передал другому члену группировки - Маслову (он находится в международном розыске). Часть этих денег была перевезена в Москву на автомобилях Тульской областной инкассации и передана Александру Александрову, который, как предполагает следствие, отдавал их Михаилу Трушину. Во всех пяти инкриминируемых подсудимому Александрову эпизодах его роль заключалась, по версии следствия, лишь в том, чтобы взять очередной мешок денег у тульских инкассаторов, привозивших его на подмосковную дачу братьев Александровых, и передать его одному из руководителей ЮКОСа. Подсудимый ранее не признавал себя виновным и обещал доказать свою невиновность на суде.