Россия может отказать Ирану в поставках ядерного топлива на АЭС в Бушере, если Тегеран не рассекретит свою ядерную программу. Официально такое условие не было сформулировано, утверждают в МИДе, а Росатом в ближайшее время поставки не планирует по техническим и финансовым причинам. Эксперты полагают, что Россия ищет повод, чтобы не достраивать АЭС, пишет 9 августа газета "Ведомости".
Россия поставила Ирану новый ультиматум. Тегеран помимо прекращения обогащения урана на своей территории должен полностью рассекретить свою ядерную программу и обеспечить доступ к этой информации МАГАТЭ и международного сообщества. Иначе Москва не будет поставлять топливо для атомной станции в Бушере, которую она же и строит. АЭС планировалось сдать уже осенью 2007 года, но затем было отложено на как минимум год.
В понедельник делегация МАГАТЭ снова прибыла в Иран для переговоров по его ядерной программе. А во вторник иранский президент Махмуд Ахмади Нежад вновь заявил, что его страна откажется говорить с теми, кто не признает право Тегерана на мирную ядерную энергию.
У МИД России нет информации о выдвижении новых требований к Ирану, сообщил замдиректора департамента информации и печати МИДа Андрей Кривцов. "Поставки ядерного топлива на АЭС по техническому регламенту должны начинаться за полгода до пуска станции, но Иран сорвал график финансирования строительства, поэтому срок поставки топлива пока не известен", - сообщил пресс-секретарь Росатома Сергей Новиков.
"В переговорах с Ираном Россия жестче ведет себя непублично, но не хочет присоединяться к США", - считает эксперт Института международной безопасности Иван Сафранчук.
"Новых контрактов от Ирана не ждут, а Россия не собирается достраивать станцию в Бушере, и возможные новые требования - просто повод, чтобы свернуть проект", - считает источник газеты, знакомый с позицией российской стороны.
Иранская ядерная программа была начата в 1974 году тогдашним правителем страны - шахом Резой Пехлеви. Иран тогда считался одним из ключевых союзников США на Ближнем Востоке.
Ядерная программа была прекращена во время исламской революции, произошедшей в 1978 году. Духовный лидер исламской революции Аятолла Хомейни после прихода к власти в 1979 году немедленно заморозил строительство почти полностью готовой АЭС в Бушере, поскольку считал ядерное оружие аморальным и бесчеловечным.
Ирано-иракская война заставила Тегеран пересмотреть отношение к оружию массового уничтожения. В начале 1990-х годов Иран начал активно направлять своих студентов на профильные факультеты российских вузов, воссоздавать научно-исследовательскую инфраструктуру, необходимую для создания ядерного оружия.
Иран решил достроить АЭС в Бушере, впоследствии ставшую "камнем преткновения" в отношениях России и США, в 1991 году. Он обратился за помощью к бывшим германским подрядчикам (компания Siemens начинала строить станцию еще в 70-х годах), но те, по рекомендации своего правительства, отказались продолжить работы. Неудачей закончились переговоры Ирана с Китаем и Бразилией. В результате, в 1995 году был заключен договор с Россией.
Считается, что Бушер жизненно важен для иранской ядерной программы, поскольку иные иранские реакторы конструктивно неспособны производить оружейные радиоактивные материалы.
До сих пор Иран не согласился полностью рассекретить свои ядерные программы и допустить на все объекты международных инспекторов.