Министерство иностранных дел России резко прокомментировало намерения властей Швеции продать помещение российского торгового представительства в королевстве. Напомним, речь идет о деле, которое тянется еще с 90-х годов. Немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер считает, что Россия должна ему 5 миллионов евро. Правовые инстанции его в этом поддерживают. Утром в четверг на эту тему вышла резонансная статья в "Коммерсанте", где называлась дата будущего аукциона. А вечером со Смоленской площади пришел комментарий. Основная его мысль - Россия не признает решения шведского Верховного суда, поскольку оно будто бы нарушает международное право.
"МИД России рассматривает как неприемлемое уведомление Службы взысканий Королевства Швеция о намерении осуществить принудительнуюпродажу на публичном аукционе помещений жилого дома Торговогопредставительства Российской Федерации в Королевстве Швеция на основании решения Верховного суда Королевства Швеция от 1 июля 2011 года, вынесенного по иску немецкого бизнесмена Ф.Зедельмайера к РоссийскойФедерации в его пользу", - говорится в комментарии департаментаинформации и печати МИД России, которое цитирует "Интерфакс".
"Рассчитываем, что в Швеции предпримут надлежащие меры по выполнению своих международно-правовых обязательств и не допустятдействий в отношении собственности дипмиссии России, которые неизбежно нанесут серьезный ущерб российско-шведским отношениям", - говорится в комментарии.
Россия не признает легитимность решения Верховного суда Королевства Швеция, поскольку это решение противоречит нормам международного права. "Помещения Торгового представительства Российской Федерации, являющегося частью дипломатической миссии России, пользуются в Королевстве Швеция судебным иммунитетом и иммунитетом от исполнительных действий на основании статьи 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года", - говорится в комментарии.
В МИД напомнили, что упомянутая статья предусматривает, что "помещения представительства неприкосновенны, а власти государствапребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главыпредставительства".
В соответствии с этой же статьей государство пребывания должно выполнять "свою специальную обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства". При этом"помещения представительства, предметы их обстановки и другоенаходящееся в них имущество, а также средства передвиженияпредставительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий".
Внешнеполитическое ведомство отмечает, что неоднократно, в том числе на высоком уровне, доводило эту позицию до шведских партнеров. "МИД Швеции, кстати, не подвергает сомнению дипломатический иммунитет помещений Торгпредства России, что неоднократно официально подтверждалось", - говорится в комментарии. Между тем, вопрос наличия у помещений торгпредства дипломатического иммунитета не был рассмотрен в решении Верховного суда Королевства Швеции от 1 июля 2011 года, которое используется Службой взысканий как основание для исполнительного производства в отношении здания Торгпредства.
Недвижимость диппредставительства России в Швеции, включаяинтересующий в этом контексте служебно-жилой дом торгпредства по адресу Лидингё, Костерн 5, используется исключительно в официальных целях для обеспечения суверенных функций, отмечается в комментарии.
"В этой связи призываем Службу взысканий Швеции еще раз внимательноизучить обстоятельства дела в связи с тем, что помещения дипломатического представительства не могут быть объектомпринудительного взыскания. Венская конвенция 1961 года, согласношведскому же Закону 1976 года "Об иммунитетах и привилегиях вопределенных случаях", имеет преимущество перед иными законодательными актами", - подчеркивается в комментарии.
Подоплека дела
Здание торгпредства России в Швеции, оцененное в 7 миллионов евро, может быть продано за долги уже 7 сентября. Публичный аукцион должен состояться в 9 утра в Стокгольме.
"Коммерсант" напоминает, что история с судебными претензиями Франца Зедельмайера к России началась в конце 90-х годов. В начале 90-х он возглавлял немецко-российское охранное предприятие. Соучредителем этой фирмы выступало ГУВД Санкт-Петербурга. В качестве своего взноса оно передало фирме право аренды на особняк Мельцера на Каменном острове. Немец потратил 2,35 млн долларов на его обустройство.
Однако в 1990-е годы деятельность фирмы была объявлена в России вне закона, вместе с фирмой у Зедельмайера отобрали и особняк - его новым владельцем стала администрация российского президента.
Зедельмайер считает, что с учетом пени Россия должна ему пять миллионов евро. В июне независимая риелторская компания провела экспертизу здания торгпредства РФ в Швеции, площадь которого вместе с гаражом составляет 2986 кв. м, здание было оценено в семь миллионов евро.
Торгпредство находится в ведении Минэкономразвития РФ. Однако в спорах с Зедельмайером Россию представляет МИД РФ и управделами президента. Москва пыталась оспорить претензии баварца в судах Швеции, но безуспешно. Все инстанции - вплоть до Верховного суда - постановили: здание может быть арестовано и принудительно продано с аукциона на основании того, что оно частично используется в коммерческих целях.
Юристы, опрошенные изданием, выразили мнение, что предотвратить принудительную продажу имущества РФ главе МИД Швеции вряд ли удастся.