Современные историографы отмечают появление в России неосталинизма, причем в большей степени в сфере культуры, нежели политики. Постсоветская РФ испытывает ностальгию по прошлому, и это поощряется официальными инстанциями, пишет испанская газета ABC. По данным некоторых исследований, популярность Сталина среди россиян выросла в три раза за последние 20 лет.
Издание объясняет эти изменения тем, что в России очень тесна связь между политикой и культурой. Падение советской империи было воспринято многими как крах целой цивилизации, который связывался с формированием новых гражданских идеалов. Однако они не появились - демократические реформы оказались бессильны, а экономического благополучия они также не принесли, отмечает издание.
Отношению к сталинизму посвящены работы современных историографов, в частности Дэвида Пристлэнда и Соломона Волкова. Они характеризуют отношение россиян к той эпохе как "шизофрению страны, колеблющейся между гордостью за победу в Великой Отечественной войне и стыдом за "Большой террор", пишет InoPressa.
Волков в своих работах прослеживает историю советской России на примере судеб интеллектуалов, стремясь показать болезненные отношения между русской интеллигенцией и властями на протяжении всего XX века.
Столкновение деревенской и городской культур, которые стали основными направлениями после захвата власти большевиками, привело к ликвидации литературной традиции. Треть писателей была уничтожена в ходе репрессий, а многих других преследовали страх, самоцензура и внутреннее изгнание, пишет Волков в своих книгах.
По мнению Пристлэнда, кризис советской системы, ушедшей постепенно от исходной коммунистической утопии, был неизбежен уже в 1960-е годы. Историк выделяет несколько периодов развития коммунизма. Он зарождался как освободительно-романтическое движение, постепенно перерос в радикально-революционный, а в итоге превратил страну в патерналистскую и технократическую империю.
"Крах СССР привел не к расцвету культуры, а к упадку высокой культуры. Русский логоцентризм, любовь к слову, исчез в начале XXI века, оставив после себя культурную жизнь, полную искалеченных судеб и преждевременных смертей", - заключает издание ABC.