Россия настаивает на пересмотре приговора и возвращении на родину российского гражданина Владимира Садовничего, осужденного в Таджикистане на 8,5 года лишения свободы. Таджикистан грубо нарушил международные обязательства в деле российского летчика Садовничего, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
"Мы поддерживаем подачу адвокатами Владимира Садовничего и Алексея Руденко апелляции, - подчеркнул российский министр в ходе телефонного разговора с таджикским коллегой Хамрохоном Зарифи в среду. - Вопрос о судьбе гражданина России должен быть решен без каких-либо искусственных увязок".
Министр иностранных дел Таджикистана в ответ сослался на сложности, связанные с многочисленными "пробелами" в статусе российской компании Rolkan и претензиями к ней со стороны властей Афганистана, сообщает российский МИД.
Как сообщалось, суд в Таджикистане во вторник приговорил двух летчиков - гражданина Эстонии Алексея Руденко и гражданина РФ Владимира Садовничего - к 8,5 годам лишения свободы каждого. Их признали виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. В Москве приговор вызвал весьма негативную реакцию. Российский МИД назвал приговор "крайне суровым и политически ангажированным".
В ходе телефонного разговора Лаврова с Зарифи в среду "с российской стороны было высказано возмущение необоснованным приговором курган-тюбинского суда в отношении пилотов двух Ан-72, принадлежащих "Авиакомпании Ролкан", - российского гражданина Садовничего и нашего соотечественника гражданина Эстонии Руденко, арестованных 12 марта после вынужденной посадки в аэропорту города Курган-Тюбе", - говорится в сообщении департамента информации и печати МИД РФ, размещенном на сайте ведомства.
"Предъявленные им обвинения в нарушении правил международных полетов, незаконном пересечении границы Таджикистана и контрабанде не были подкреплены сколь-либо убедительными доказательствами", - подчеркивают на Смоленской площади.
"Грубейшим пренебрежением международными обязательствами Таджикистана" в российском МИДе считают то, что "таджикская сторона в нарушение двусторонней Консульской конвенции не уведомила нас об аресте российского гражданина в течение предусмотренных конвенцией четырех суток".
Как отмечается в документе, посольство РФ в Таджикистане узнало о случившемся лишь 16 мая, причем не от таджикских властей, а от гендиректора "Авиакомпании Ролкан", после чего сразу же направило официальные запросы в Госкомитет национальной безопасности и МИД Таджикистана. В ответ лишь 31 мая было получено формальное уведомление о предъявленных Владимиру Садовничему обвинениях, указывают в МИД РФ.
"С того момента посольство России в Таджикистане держало данный вопрос на постоянном контроле, наши дипломаты присутствовали на всех заседаниях суда. Проводились встречи с руководством компетентных ведомств Таджикистана. Однако все доводы российской стороны были проигнорированы, и "дело" было доведено до суда", - отмечается в документе.
Высказался на эту актуальную тему и президент РФ Дмитрий Медведев в ходе двухчасовой беседы с российскими блоггерами в среду. Он уведомил, что еще накануне "дал поручение всем государственным структурам заниматься этим предельно тщательно - и МИДу, и правоохранительным органам, и министерству юстиции, которые "должны вступить в контакт со своими коллегами в Таджикистане". Хотя история с летчиками длится с марта.
По словам Медведева, "решение по этому делу вызывает большое количество вопросов - как с точки зрения самого состава преступления, которое вменяется нашему гражданину и его товарищу из Эстонии, так и с точки зрения того, как этот процесс проходил".
Ранее СМИ отмечали, что вплоть до начала судебного процесса 6 октября посольство России в Душанбе вообще не интересовалось судьбой Владимира Садовничего. Эксперты высказывали мнение, что летчик стал заложником в российско-таджикском политическом торге.
По данным СМИ, в марте нынешнего года два самолета Ан-72 российской компании Rolkan Investmens Ltd, командирами экипажей на которых были Садовничий и Руденко, завершив контракт на перевозку продуктов и гуманитарной помощи в Афганистане, вылетели из Кабула в аэропорт города Курган-Тюбе, предварительно получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном.
Однако, когда в точке пересечения границы командир экипажа головного Ан-72 Садовничий связался с диспетчером "Таджикаэронавигации", тот заявил, что "на земле" разрешения нет, а потому самолет должен вернуться в Кабул. Сделать это было крайне проблематично, так как действующий в военном режиме аэропорт Кабула мог не сразу принять российские самолеты, а топлива на ожидание посадки у самолетов не было.
В этой связи Садовничий, руководствуясь международным воздушным кодексом, в целях безопасности членов экипажа и самолета принял решение о запросе вынужденной посадки в аэропорту Курган-Тюбе. Так же поступил командир второго воздушного судна Руденко. Соответствующее разрешение было получено.
Тем не менее, после приземления оба экипажа были без предъявления каких-либо обвинений задержаны сотрудниками Комитета национальной безопасности Таджикистана. В течение двух месяцев их держали под арестом в гостинице, а 12 мая командиры воздушных судов были арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде.
Оба самолета Ан-72 были конфискованы в пользу государства.