Ахмед Закаев не вернется из эмиграции, пока Россия не начнет переговоры о политическом урегулировании чеченского конфликта. Об этом сам эмиссар чеченских сепаратистов заявил в интервью ВВС. Поводом для звонка Закаеву послужило сделанное днем раньше заявление президента ЧечниРамзана Кадырова о том, что Закаев обсуждал с ним условия своего возвращения.
По словам бывшего полевого командира и вице-премьера в правительстве Аслана Масхадова, должности в нынешней администрации Чечни его не интересуют, хотя Кадыров регулярно зовет его то в грозненский театр, то в министерство культуры, то на пост директора концертного зала. При этом генпрокуратура России заочно обвиняет Закаева по нескольким статьям уголовного кодекса, и никаких заявлений об изменении своей позиции не делала.
В ответ на вопрос ВВС, не свидетельствует ли его приглашение в Чечню о разногласиях между Кадыровым и Кремлем, Закаев не исключил такой возможности, но заметил, что воздержался бы гарантировать кому-либо безопасность, имея дело с ФСБ.
Напомним, в ходе спецоперации в Чечне 17 января этого года был убит некий Иса Хадиев, который, как заявила ФСБ, якобы прибыл по заданию Закаева для организации незаконных вооруженных формирований.
Глава информационно-аналитического управления администрации Чечни Лема Гудаев в ответ назвал Закаева "одним из немногих адекватных представителей так называемого правительства Ичкерии", за которым "не тянется шлейф тяжких преступлений".
Закаев отверг обвинения в организации вооруженной борьбы на территории Чечни, заявив, что "российско-чеченский конфликт не имеет силового решения".
50-летний Закаев живет в Великобритании с 2000 года. В 2002 году Москва потребовала от Лондона его выдачи и после разбирательства, длившегося 11 месяцев, получила отказ.
По мнению британского суда, российская сторона не смогла представить убедительных доказательств личного участия Закаева в актах террора, убийствах и похищениях людей.
Кроме того, большая часть вменяемых ему в вину событий происходила во время первой чеченской войны, после чего он неоднократно приезжал в Москву, встречался с официальными лицами, и никто не пытался его арестовать.
Уголовное преследование началось после того, как Закаев, оказавшись на Западе, стал публично выступать с антикремлевскими заявлениями.