Euronews

Власти России и Грузии продолжают "войну терминов". Так, Владимир Путин, Сергей Лавров и Виталий Чуркин активно используют выражения "геноцид" и "гуманитарная катастрофа" для характеристики происходящего; в этом же ключе ведутся телевизионные репортажи по российскому телевидению. Михаил Саакашвили и руководитель грузинского Совбеза Александр Ломая говорят об "агрессии" со стороны России. Эти термины используются не просто так - они призваны провести параллель между Южной Осетией и Косово. Об этом пишет в понедельник "Независимая газета".

Россия начинает трактовать события в Южной Осетии в логике "Косовской уникальности". Западные лидеры в свое время объясняли Путину и Лаврову, почему признание Косово не будет носить прецедентный характер: нигде (в других спорных ситуациях) не было геноцида, который делает невозможным совместное проживание косоваров и сербов.

Российское руководство определилось со своей стратегией в регионе: содействовать территориальному отделению Южной Осетии и Абхазии от Грузии под свои военно-политические и дипломатические гарантии, пишет издание.

Запад же, консолидировано поддерживая Грузию, игнорирует вопросы, связанные с атакой Тбилиси на Цхинвал, и массовую гибель мирных жителей, спровоцировавшей вторжение российских войск. Скорее всего, никто не ожидал, что Россия решительно пойдет дальше и начнет бомбить грузинскую территорию и подтягивать корабли Черноморского флота к абхазскому порту Очамчир, о чем, Москва, своевременно уведомила западные столицы.

При этом большинство американских аналитиков сходятся на том, что если надо будет разменять Грузию на Иран, то США пойдут на это. Потому что ядерные амбиции Тегерана волнуют Белый дом куда больше, чем политические амбиции Тбилиси. Геополитика. И ничего личного, отмечает газета.

Россия идет по опасному пути, не имея международной поддержки своих действий в Южной Осетии

В другой статье в "Независимой газете" отмечается, что Россия взяла слишком серьезные обязательства перед Цхинвали, не получив при этом никакой поддержки из-за рубежа.

Проводя военную операцию в пределах границ государства, являющегося союзником США, и при отсутствии внешней поддержки Россия создала "югоосетинский прецедент". "Косовский прецедент" возник в условиях консенсуса между ключевыми западными державами и при отсутствии на Балканах сил, способных конкурировать со спонсорами мирного процесса.

В случае с операцией в Южной Осетии ни одна из стран не солидаризировалась открыто с Москвой. Кто-то занимает выжидательную позицию или отделывается заявлениями об обеспокоенности. В то же время претензии к России со стороны США и Евросоюза умножаются.

Россия, имеющая безусловное военное превосходство, может взять под свой контроль мятежные территории, но стратегически она не выигрывает. США и их союзники будут и далее добиваться усиления своих позиций, не признавая односторонние действия России законными.

Госдума может инициировать вопрос о признании суверенитета Южной Осетии и Абхазии

Депутаты российской Госдумы срочно прерывают свои отпуска и возвращаются в Москву. Не исключено, что вопрос о статусе непризнанных республик будет поднят в самом начале осенней сессии.

Лидеры думских фракций в жесткой форме отреагировали на события в Южной Осетии. Одним из первых высказался вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский. Он сообщил, что фракция ЛДПР потребовала созыва экстренного заседания Госдумы для рассмотрения вопроса о статусе непризнанных республик. "Мы должны признать независимость Абхазии и Южной Осетии и ввести туда наши войска", – заявил вождь либерал-демократов.

В свою очередь, лидер КПРФ Геннадий Зюганов подчеркнул, что "наиболее эффективная политическая мера – это признать независимость Южной Осетии и Абхазии". "Когда натовцы нажали и срочно признали независимость Косово, мы заявляли, что будут меры в ответ", – напомнил Зюганов НГ.

Почин коллег-думцев поддержал и спикер верхней палаты, лидер "Справедливой России" Сергей Миронов. "Саакашвили развязал войну против своего народа, и у России сегодня есть основания рассмотреть юридически и с точки зрения международного аспекта нахождение Южной Осетии в составе Грузии", – заявил Миронов.

Вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин вчера также отметил, что после начала военной агрессии в Цхинвали ни о каком вхождении Южной Осетии в состав Грузии речи быть не может: "Необходимо дальше решать вопрос о статусе Южной Осетии. У нас есть косовский прецедент".

Между тем представители наиболее многочисленной думской фракции – "Единая Россия" – куда более сдержанны в своих высказываниях. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин полагает, что "Россия, безусловно, должна признать и Южную Осетию, и Абхазию".

Однако глава комитета по безопасности Владимир Васильев считает нецелесообразным собирать экстренное заседание Госдумы в связи с ситуацией в Южной Осетии. По мнению Васильева, Госдума неоднократно заявляла о своей позиции по грузино-осетинскому конфликту, и российский парламент должен "принимать адекватные меры в соответствии с тем, как будет развиваться ситуация".

Но все это не исключает того, что вопрос о признании независимости Южной Осетии может быть поднят в первые дни осенней сессии. Российские парламентарии, видимо, готовятся к подобному сценарию развития событий и спешно прерывают свои отпуска. К примеру, вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров уже покинул Пекин и срочно возвратился в Москву.

Госдума ранее неоднократно рассматривала ситуацию вокруг непризнанных республик. Последнее такое рассмотрение состоялось 21 марта. По итогам пленарного заседания депутаты обратились с предложением к президенту и правительству страны рассмотреть вопрос о целесообразности признания независимости Абхазии и Южной Осетии. В заявлении указывалось, что в случае вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию необходимо "в короткие сроки инициировать ускорение процесса суверенизации" Южной Осетии.

Приднестровье также требует признания и готово помогать Южной Осетии

Война в Южной Осетии стала тревожным сигналом не только для Абхазии, также добивающейся своей независимости от Грузии, но и для Приднестровья - еще одной непризнанной республики на пространстве бывшего Советского Союза. В приднестровской столице Тирасполе в эти дни один за другим созываются митинги, участники которых осуждают действия Грузии и требуют от международного сообщества признания вслед за балканским Косово независимости Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья, пишет "Время новостей".

Власти Молдавии, отделиться от которой хочет Приднестровье, воздерживаются сейчас от комментариев по поводу войны на Кавказе. Кишинев и Тирасполь уже воевали в 1992 году, а в зоне конфликта сейчас находятся российские миротворцы.

"Только юридическое признание нашей независимости является гарантией безопасности наших народов. Наша сила в единстве", - такие листовки распространяются на митингах в Тирасполе. Соответствующее обращение о поддержке и признании независимости готовится в адрес российских властей и международных организаций. Действия же грузинских властей в Приднестровье решительно осуждают все политические силы. "Вероломное нападение и варварский геноцид не могут быть средствами решения политических проблем в современном мире", - заявил председатель Верховного совета Приднестровья Евгений Шевчук.

Власти Приднестровья утверждают, что находятся в постоянном контакте с руководителями Абхазии и Южной Осетии. Ведь еще летом 2006 года три республики создали сообщество "За демократию и права народов", что предполагает оказание взаимной помощи. Евгений Шевчук сказал, что приднестровская сторона готова предоставить братской Южной Осетии ту помощь, которую запросит ее руководство.