Вести

О состязании преемников между Дмитрием Медведевым и Сергеем Ивановым эксперты заговорили сразу же, как только их назначили вице-премьерами правительства РФ в ноябре 2005 года. Однако главные фигуранты нынешних событий о контролируемой передаче власти в 2008 году заговорили намного раньше. Сейчас, когда интрига разрешилась, многие высказывания зазвучали иначе, и, судя по ним, сценарий готовился давно, неторопливо и основательно. Пока лишь "проигравший" Сергей Иванов заявил, что обо всем знал заранее.

- Ноябрь 2007 года, Медведев: "России нужна преемственность", а Путин будет премьером

Напомним, Дмитрий Медведев возглавил администрацию президента осенью 2003 года. Долгожитель Кремля Александр Волошин покинул этот пост с третьего раза - первые два его заявления об отставке не рассматривались. Отставка совпала с "делом ЮКОСа", и хотя напрямую события не увязывались, многие наблюдатели указывали, что Волошин "играл ключевую роль в отношениях бизнеса и государства", которые, как теперь видно, драматично изменились начиная с этого момента.

Волошин ушел в РАО ЕЭС, возглавив совет директоров. Однако The Financial Times уверенно пишет: он остался советником молодого Медведева. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.) Из их уст первые слова о передаче власти без потрясений прозвучали намного раньше мнений политологов. А в 2006 году Волошин прямо озвучил стремительно реализующийся сейчас сценарий.

А Дмитрий Медведев говорил о том, что у власти после 2008 года останутся "те же люди" еще в апреле 2005 года в интервью "Эксперту". Было бы хорошо обеспечить преемственность, дал понять Медведев, сказав: "Основной риск - дестабилизация общественной жизни, возникшая вследствие актов террора и грубых экономических ошибок и проходящая на основе масштабной драки элит. Она ведет к переделу собственности, возникновению региональных барьеров, сепаратизации общественной и хозяйственной сфер". "Сегодня у нас есть возможность создать традицию передачи власти законным путем на основе реальной демократии. Многократное повторение этой традиции создаст прочную основу демократической власти в стране, даст иное качество развития государства", - сказал тогдашний глава администрации президента.

Следующая значительная веха - визит Александра Волошина в США в ноябре 2006 года. Его высказывания были очень конкретны, а визит породил массу слухов. Одни говорили о том, что его поездка связана с президентскими выборами в России в 2008 году и он приехал обсуждать кандидатуру возможного преемника Путина. По мнению других, кандидатура уже определена - Дмитрий Медведев, чьи интересы и приехал лоббировать Волошин. А "серый кардинал" Кремля ездил знакомить с ним американцев.

В ходе беседы в Центре Карнеги, на которой присутствовали бывшие послы США в России и на Украине Джим Коллинз и Стивен Пайфер, а также Фиона Хилл, недавно утвержденная ЦРУ в должности старшего офицера национального совета по разведке, отвечающего за Россию, вопрос в отношении преемника Путина прозвучал. Волошин ответил, что "Путин пытается найти собирательный образ, нечто среднее между Медведевым и Ивановым. Но поскольку такого человека рядом нет, существует вероятность, что одного из них он выдвинет на пост президента, а второго - на должность премьер-министра".

Сценарий подкорректировал Владимир Путин, 1 октября выступивший на предвыборном съезде "Единой России". Президент согласился возглавить список партии, не вступая в нее, а также сообщил, что готов возглавить правительство в 2008 году, но при двух условиях: победа "единороссов" на выборах в Госдуму и "достойный" преемник на посту президента. Сейчас оба этих условия, видимо, выполняются, и Путина попросили остаться.

Финальный аккорд: ноябрь 2007 года, "России нужна преемственность", а Путин будет премьером

В ноябре этого года Дмитрий Медведев встретился с иностранными журналистами и прямо заявил, что России нужна преемственность, а Путин будет не абстрактным "национальным лидером", а останется на конституционном посту. Цитаты из его интервью приводит The New York Times. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.) "Без преемственности мы не сможем и дальше развиваться в направлении, которое мы избрали в последние годы. На мой взгляд – конечно, это субъективный взгляд, так как я являюсь элементом государственной машины в качестве одного из членов правительства, путь, который мы выбрали для России – это путь вполне подходящий, путь интересный, путь, который дает возможность разрешить огромное число социальных и экономических проблем, даже с учетом того факта, что никто не может быть уверен, что избежит на этом пути ошибок.

Вот почему задача обеспечения преемственности в ходе выборов в Государственную Думу и в ходе выборов президента крайне важна и для государства, и для всего общества. Более того, я считаю, что если подобная преемственность не будет обеспечена – сейчас я не говорю о неких фатальных сценариях, апокалиптических сценариях – просто если преемственности не будет, экономическое и социальное развитие России значительно замедлится.

Достаточно взглянуть на опыт государств, которые в определенный период вышли из состояния экономической депрессии. Я могу привести пример Соединенных Штатов или Японии. Подобная преемственность, разумеется, крайне важна".

Нацлидером Путина Медведев не видит, хотя и оговаривался тогда, что тот "принимает решения сам", и пока планов на будущее не огласил. "Он сказал, по-моему, с определенной ясностью, с достаточной ясностью, что не хотел бы отстраняться от дальнейшей политической деятельности. И при определенных условиях, особенно при условии победы "Единой России" на выборах и формирования компетентного парламента, он может стать одним из самых активных участников политической жизни и, возможно, станет премьер-министром".

"Все знают, что президент Путин много сделал и работал на развитие государства. И желание политических сил, симпатизирующих президенту Путину, чтобы он в будущем остался ключевой политической фигурой, можно понять. Вот почему начались дискуссии о создании для него особого поста. Поймите, что есть законы... речь идет о законах, которые управляют юридической сферой. Пока эти законы остаются неизменными, система, существующая на данный момент, останется в силе. Эту проблему нужно в итоге решить в рамках существующих законов. Если действующий президент, Владимир Владимирович, надеется продолжить свою работу, то это будет на посту, который очерчен конституцией".

Владимир Путин уже был премьером при президенте Борисе Ельцине. Назначен на эту должность в августе 1999 года, пробыл на ней немногим более полугода, получив 31 декабря должность и.о. президента. За время его премьерства в России произошло несколько масштабных терактов, в том числе взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, началась вторая чеченская кампания, прошли выборы в Госдуму, которые ознаменовались необычайно острой войной компроматов.