fontanka.ru

В разных регионах России в минувшую пятницу до странности синхронно произошли два события, связанные с приверженцами ислама. В Петербурге силовики устроили облаву на предполагаемых участников радикальной религиозной группы, блокировав их в молельном доме в Апраксином дворе. А в Махачкале мусульмане вышли на протест против силовиков, которых обвинили в преследовании и нарушении своих прав.

О питерской акции со всевозможными подробностями дружно трубили местные и центральные СМИ, в субботу о ней отчитался Следственный комитет. По его данным, задержан 271 человек, "в том числе граждане Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, регионов Северного Кавказа, а также гражданин Египта и гражданин Афганистана". В воскресенье миграционные власти начали их депортировать.

В понедельник про облаву пишет пресса, попутно пытаясь разобраться в ее причинах. Официальным поводом, напомним, стало расследование уголовного дела о публичных призывах к терроризму и возбуждении ненависти либо вражды (ст. 205.2 ч. 2 и ст. 282 ч. 1 УК РФ). Следователи, полицейские и сотрудники ФСБ искали тех, кто размещал в интернете "литературу экстремистского содержания, а также видеоролики с изображением террористических актов". Заодно искали оружие и наркотики.

Как пишет "Независимая газета", место проведения облавы не случайное - начиная с середины "лихих 90-х" территория исторического рынка Апраксин двор площадью в 12 гектаров стала местом обитания (в том числе в подпольных ночлежках) тысяч гастарбайтеров, а также криминальных элементов. По сей день там можно купить все, вплоть до оружия и боеприпасов.

Многие связывают произошедшее не с опасностью терроризма, а с борьбой интересов вокруг дорогой земли в центре Санкт-Петербурга, продолжает издание. Так, компания "Главстрой СПб" должна была превратить Апраксин двор из обиталища гастарбайтеров в "зону особой комфортности" с бизнес-центрами и отелями, но 7 февраля, ровно накануне облавы, городское правительство сообщило, что не продлевает инвестконтракт (об этом подробно писала "Фонтанка.ру").

Есть и другая, внеэкономическая версия облавы. В конце января и.о. председателя Духовного управления мусульман Петербурга и Северо-Западного региона Центрального духовного управления мусульман России Равиль Пончаев встретился с полпредом президента этом федеральном округе Николаем Винниченко и обратил его внимание на деятельность там организаций радикального толка.

Пончаев указал полпреду, что среди таких активистов якобы найдены люди, прошедшие подготовку в Саудовской Аравии, Сирии и Бахрейне, где сильно влияние "Братьев-мусульман". Винниченко заверил имама Соборной мечети Петербурга в том, что власть "понимает всю опасность и обязательно отреагирует". При этом среди самих петербургских мусульман ходят слухи, что власти пытаются пресечь недовольство молодежи тем, что имамом был назначен не слишком популярный Равиль Пончаев.

Подробности облавы: схвачен Меч Аллаха

"Коммерсант" рассказывает о ходе операции в Апраксином дворе. Силовики оцепили весь квартал, хотя их целью была лишь молельная комната, которую местные мусульмане обустроили на третьем этаже одного из корпусов. Причем, как отмечает газета, в качестве "жеста доброй воли" полицейские не стали прерывать молитву, ведь из блокированного здания все равно никто не мог выскользнуть.

Однако один из очевидцев, бывший в молельной комнате, рассказал "Фонтанке.ру", что операция началась с первыми звуками молитвы. "В помещении раздался грохот", - говорит он. Кто-то панически предположил, что рухнула крыша, другой сразу смекнул, что к чему: "Это СОБР, они спустили овчарок". Затем народ "хлынул к двери", где их ждали спецназовцы "в масках, бронежилетах и с автоматами".

Молящимся предложили выходить по одному, после чего уводили в автобусы. Десять человек оказались с поддельными документами, двадцать их вообще не имели, шестеро уже подлежали депортации. Пресс-служба СКР назвала только одного из задержанных - Мурат Сарбашев 1988 года рождения, живший в городе без регистрации и подозреваемый в размещении в интернете с октября 2010 по апрель 2011 года литературы и видеороликов экстремистского содержания.

Как отмечает "Коммерсант", Сарбашев известен в интернет-кругах под кличкой Меч Аллаха. Решением суда этот уроженец Кабардино-Балкарии арестован, ему предъявлено обвинение, сообщил ИТАР-ТАСС в понедельник руководитель пресс-службы Главного следственного управления Следственного комитета Россиипо Петербургу Сергей Капитонов.

Помимо него, по неофициальной информации, силовики были ориентированы на задержание нескольких радикальных "странствующих проповедников", в последнее время все чаще появляющихся в Петербурге и, также по оперативной информации, пытающихся организовать вербовку людей для обучения в зарубежных, в основном арабских, тренировочных лагерях для террористов. Но о результатах этой части операции силовики говорить отказываются.

Из Дагестана потребовали разрешить хиджабы и мечети по всей России

В ту же пятницу, 8 февраля, почти за 2,5 тысячи километров от Петербурга - в Махачкале - мусульмане собрались на митинг против действий силовиков в Дагестане. Многочисленные ФОТО публикует в своем блоге еженедельник "Настоящее время". Надо сказать, для немусульманина зрелище довольно устрашающее - толпа бородатых людей (много молодых) в черной одежде с черными и белыми исламскими флагами.

Как сообщает "Кавказский узел", среди собравшихся были прихожане махачкалинских мечетей и приезжие из районов и городов республики - всего около тысячи человек. Причем организаторы подчеркнули, что "представители власти и официальные СМИ мероприятие проигнорировали", хотя задолго до его начало место было полностью оцеплено полицией.

Митинг начался с чтения сур Корана, продолжился выступлениями. Женщины держали в руках самодельные плакаты с надписями: "Верните моих сыновей", мужчины развернули плакаты с требованием прекратить преследование мусульман силовиками, разрешить ношение женской исламской одежды в общеобразовательных и прочих структурах, изъять из федерального списка экстремистских материалов отдельные суры Корана и труды выдающихся исламских ученых. Также митингующие требовали разрешить строительство мечетей на всей территории России.

"Мы не против Конституции России, мы не против России, мы против чиновников Дагестана. Тут нет ни одного представителя власти, ни одного депутата, они вспоминают о нас лишь в дни выборов, тогда они просят отдать им голос", - сказал в своем выступлении один из организаторов акции, житель Хасавюрта Маматхан Байсултанов. Завершился митинг принятием резолюции, где перечислены все претензии к местной и федеральной власти.

О митинге в понедельник рассказывает "Независимая газета", причем ее статья озаглавлена так: "Митинг в Махачкале отверг демократию". Местная проблематика оказалась лишь предлогом для развернутой критики политики властей России в целом по отношению к исламу, который, по мнению митингующих, подвергается гонениям в самых разных субъектах Федерации, говорится в ней.

Участники акции успели раскритиковать и международную политику Кремля, которая, по их мнению, тоже направлена на борьбу с исламом. Выразив поддержку сирийским повстанцам, они призвали власти не занимать чью-либо сторону во "внутриисламских делах" и прекратить поддержку Башара Асада.

Еще один организатор митинга, глава общественной организации "Союз справедливых" Магомед Карташов конкретизировал, какие именно тенденции в Сирии находят поддержку участников махачкалинского митинга: "Что они (выступающие против Асада сирийцы. - Прим. ред.) говорят, выходя на улицы? Мы не хотим секуляризма, мы не хотим демократии, мы хотим закона Аллаха!"

"НГ" отмечает еще одну деталь. Мероприятие состоялось как раз после окончания полуденного намаза. Она уже применялась в дагестанском Кизляре, когда на митинг против фильма "Невинность мусульман" толпу вели прямо из мечети. летом Летом 2012 года митинги "в защиту притесняемого в России ислама" прошли в Казани. А еще раньше такая технология мобилизации людей на протестные мероприятия привела к известным событиям в той же Сирии и Египте. Автор статьи заключает, что теперь и в столице Дагестана наступила российская "исламская весна".