Адвокат разжалованного лейтенанта МВД Сергея Аракчеева, осужденного на 15 лет колонии строгого режима по обвинению в убийстве трех чеченцев, в четверг подал ходатайство в Генеральную прокуратуру о дополнительном расследовании и пересмотре его дела, передает "Интерфакс". Сделано это было после состоявшеся в среду встречи президента России Дмитрия Медведева с блоггерами, во время которой он пообещал, что поручит органам вернуться к изучению дела бывшего офицера МВД. Последний просил о помощи главу государства более года назад - в интернете было распространено его аудиобращение к главе государства.
"Я дам поручение вернуться к этому вопросу", - заявил Медведев, отвечая на вопрос одной из участниц встречи с блоггерами, попросившей его вмешаться в судьбу Аракчеева. Глава государства подчеркнул, что дело находится в компетенции суда и он не может больше ничего обещать. По его словам, он сам лично не знает всей предыстории, но в курсе того, что история бывшего лейтенанта Внутренних войск обсуждалась в интернете и ей давались "абсолютно полярные оценки".
Адвокат Сергея Аракчеева не стал тянуть и уже на следующий день подал ходатайство о дополнительном расследовании и пересмотре дела его подзащитного. Основанием для обращения в Генпрокуратуру стали заключения медэкспертов и результаты исследования осужденного на "детекторе лжи", которые опровергают вину Аракчеева.
В Генпрокуратуре и Верховном суде по этому поводу пока никаких комментариев не дают, пишет "Коммерсант". Другие защитники отмечают, что результатов исследования на полиграфе недостаточно для пересмотра дела. "С другой стороны, дело Сергея Аракчеева является политическим, поэтому прокуратура может принять иное решение", - предположил собеседник издания.
За что посадили Сергея Аракчеева
Сергей Аракчеев командовал инженерно-саперной ротой в Чеченской республике в период с июня 2002 по март 2003 года. По его словам, в основном он занимался разминированием дорог. В марте 2003 года против него, а также против старшего лейтенанта Евгения Худякова было возбуждено уголовное дело.
Двух офицеров обвинили в убийстве трех уроженцев Чечни 15 января 2003 года - в этот день они поминали погибшего товарища. Тогда же один из военнослужащих случайно выстрелил в своего сослуживца, рана оказалась смертельной.
По версии стороны обвинения, после этого инцидента обезумевшие Аракчеев и Худяков начали разъезжать по окрестностям Грозного на двух бронетранспортерах, похитили водителя "Волги" и напали на грузовик "КамАЗ", в котором передвигались трое чеченцев. Всех их якобы уложили на землю и расстреляли, после чего сбросили их тела в кусты, а саму машину подорвали тротиловой шашкой. Водитель легковушки был вывезен на территорию части, где его избили, подстрелили ему ногу, после чего отвезли на место похищения и оставили на дороге.
Во время судебных разбирательств адвокаты обвиняемых указывали на ряд противоречий. К примеру, водитель "Волги" не смог опознать своих похитителей. По его словам, все они были в масках. На одежде погибших не были обнаружены следы от огнестрельных ранений, а баллистические экспертизы показали, что пули и гильзы, найденные на месте происшествия, не имеют никакого отношения к оружию лейтенанта и его подчиненных.
Адвокаты также указывают на тот факт, что одежда погибших чеченцев была сожжена после обнаружения их тел, а судебно-медицинская экспертиза и вовсе не проводилась - следствие сослалось на нормы ислама, по которым вскрытие трупов не приветствуется. Ходатайство защиты о проведении полноценной экспертизы суд отклонил.
Коллегии присяжных дважды оправдывали Худякова и Аракчеева, но в апреле 2006 года Конституционный суд РФ решил, что дела по особо тяжким преступлениям, совершенным на территории Чечни во время боевых действий, должны рассматриваться военными судами без участия присяжных. 27 декабря Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил Аракчеева к 15 годам колонии строгого режима, Худякова к 17. При этом за решетку отправился только первый, Евгений Худяков на последнее заседание суда не явился и позднее был объявлен в федеральный розыск.
По решению суда, офицеры были лишены воинских званий, у Аракчеева забрали государственную награду - медаль Суворова. В августе 2008 года Верховный суд РФ оставил этот приговор в силе.
Подчиненные офицера просили у него прощения за клевету
Стоит отметить, что некоторые свидетели со стороны обвинения отказывались от своих показаний на предварительном следствии и просили у Евгения Худякова прощения. По их словам, их вынудили дать показания против него.
К примеру, бывший подчиненный подсудимого Дмитрий Мелов заявил, что оклеветал командира по двум причинам: во-первых, он хотел побыстрее уволиться и уехать домой, во-вторых, его избивали. Другой экс-подчиненный Худякова Анатолий Головин также утверждает, что во время предварительного следствия оговорил старшего лейтенанта под давлением. "Мне угрожали, что посадят в камеру с чеченскими боевиками", - пояснил он. По его словам, осужденные не были на месте убийства чеченцев в момент их смерти, так как выполняли задание в другом районе.
Как Аракчеев пытался достучаться до Медведева и Путина
Сидя в колонии строгого режима, экс-лейтенант Сергей Аракчеев дважды обращался к высшему руководству страны с просьбой посодействовать в пересмотре его дела. В июле прошлого года в интернете появилось его аудиообращение к президенту Медведеву, в котором он заявил о своей готовности пройти исследование на "детекторе лжи" и попросил о новом судебном заседании с участием коллегии присяжных, собранной из уроженцев Чечни. "Пусть новая коллегия будет из одних только граждан Чеченской республики. Это будет еще лучше, они лучше других почувствуют ложь, потому что они как никто другой понимают тогдашнюю ситуацию", - объяснил он свою просьбу.
Не дождавшись ответа, 10 июня 2011 года он записал видеообращение к премьер-министру Владимиру Путину, где снова заявил, что никого не убивал. "Я не прошу для себя никаких исключений и послаблений закона, а просто полного его соблюдения. Я не уверен, что чеченскому народу нужны ритуальные жертвы в моем лице. Я считаю себя офицером российской армии, и готов после полного оправдания и дальше служить во благо России", - заявил он.
Примечательно, что в день, когда разжалованный офицер записывал обращение к Путину, в Москве был убит бывший полковник Юрий Буданов, ранее отсидевший в колонии по обвинению в убийстве чеченской девушки Эльзы Кунгаевой.
Тогда же по стране начали стремительно распространяться слухи о том, что уроженцы Чечни объявили "вендетту" российским военнослужащим, участвовавшим в боевых действиях на территории республики. Вскоре на поверхность всплыл интересный факт - как оказалось, чеченские следователи заваливают Министерство обороны запросами с требованием предоставить им данные о солдатах и офицерах, которые в определенный период времени находились на конкретных блок-постах, служили в тех или иных районах и участвовали в спецоперациях на территории Чечни. В том числе, их интересовали фотографии этих военнослужащих, места их нынешней работы и домашние адреса.