В Мариинском театре состоялась премьера "Щелкунчика". Живущий в Америке Михаил Шемякин 2 года работал над этим балетом, причем не только как художник. Он не только делал эскизы к декорациям, но и в набросках обозначал основные движение танцовщиков.
Это азбучная истина мирового балета: "Щелкунчик" Чайковского √ добрая рождественская сказка, царство кукол, марципана и прекрасная фея из волшебного города Конфитюринбург. И тем причудливее сочетание Шемякин со своей мрачной фантасмагорией уродливых образов с длинными носами и спектакль, на который обычно в ожидании праздника идут всей семьей. Христоматийные версии "Щелкунчика" еще со времен Петипа часто упрекали в излишней слащавости образов. Сегодня публика за несколько минут до премьеры была в нетерпеливом ожидании, удастся ли Шемякину разрушить стереотипы и насколько это будет страшно или красиво.
Даже ритм музыки в этой постановке звучит в полтора раза быстрее √ так, как и было записано в оригинале партитуры Чайковского. Все сделано для того, чтобы, как говорит Шемякин, возродить в этом балете дух Гофмана. "Да, конечно, я стал особенно слушать трактовку и новую интерпретацию Гергиева, я как раз увидел, что именно гофманиада, именно вот этот трагизм, вот эта колкость, необычность, странность, она присутствует у Чайковского в данном произведении. Поэтому мне легко было, конечно, работать", - говорит Михаил Шемякин.
Новую постановку сложно назвать революционной √ мировой балет знает версии "Щелкунчика" с крысами в форме красноармейцев и Машей в образе русской балерины-эмигрантки. А классическое название балета меняли на голливудское "Крепкий орешек". По сравнению с этими модернистскими экспериментами шемякинский "Щелкунчик", как бы это парадоксально ни звучало, можно даже назвать вполне академичным.
В Мариинском театре дипломатично оставляют без ответа вопрос, почему в этом балете нет звездных имен прим Мариинского театра. И даже популярный сейчас на Западе Ратманский неожиданно отказался от участия в постановке. Валерий Гергиев лишь категорически отрицает предположение о том, что все было отдано во власть Михаилу Шемякину. "В балете это смерь √ не может художник поставить балет. Поставить танцы не может. А повлиять на то, как это будет выглядеть, он может грандиозно, вот к чему мы стремимся", - утверждает Гергиев.