Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова отреагировала на церемонию принятия готовности американской системы противоракетной обороны, установленной на бывшей советской военной базе в Румынии, пообещав ответные меры военно-технического характера со стороны Москвы.
"В течение многих лет российская сторона неоднократно обращала внимание на риски для международной безопасности и стратегической стабильности, которые создает одностороннее и ничем не ограниченное развертывание стратегической ПРО США. Мы предлагали различные варианты урегулирования ситуации вокруг ПРО и были готовы к тесному сотрудничеству, в том числе вплоть до создания в Европе совместно с НАТО такой противоракетной архитектуры, которая была бы построена по принципу секторов. Она могла бы действительно защитить регион от возможных ракетных угроз извне Евроатлантики", - цитирует Захарову ТАСС.
Представитель российского дипломатического ведомства сообщила, что Москва намерена рассматривать "деструктивную деятельность" США и их союзников в области ПРО как "прямую угрозу международной и региональной безопасности и стабильности". По словам Захаровой, происходящее существенно осложняет стратегическую ситуацию в Европе.
Кроме того, официальный представитель МИДа обратила внимание и на "ряд других проблемных вопросов, которые связаны с созданием объектов ПРО в Европе". В частности, отметила она, в состав противоракетных комплексов, размещаемых в Румынии и Польше, входят "пусковые установки, фактически идентичные тем, которые используются на кораблях ВМС США для запуска как ракет-перехватчиков, так и крылатых ракет средней дальности "Томагавк".
"Мы расцениваем появление таких пусковых установок на суше как идущее вразрез с одним из ключевых положений Договора о РСМД, - подчеркнула Захарова. - Тем самым США нарушили Договор о РСМД, о чем приходится заявлять открыто и без каких-то дополнительных дипломатических формулировок. Речь идет о нарушении этого договора".
"Россия неоднократно указывала на опасность развития ситуации в области ПРО по негативному сценарию, однако наши озабоченности по-прежнему игнорируются. Мы делаем для себя из этого соответствующие выводы, в том числе в разрезе принятия ответных мер военно-технического характера", - говорится в комментарии.
Как отмечает РИА "Новости", Мария Захарова обвинила Госдепартамент США в непоследовательности аргументации по развертыванию ПРО. "Наша позиция абсолютно четкая, последовательная, она продолжала оставаться такой на протяжении многих лет. Мы готовы были сесть за стол переговоров и создать такую систему, которая бы учитывала озабоченности и наших европейских коллег, и наших коллег по НАТО, в первую очередь США, которые там заправляют. И в то же время наши интересы", - отметила она.
Представитель МИДа отвергла предположения о том, что проблемы ПРО США и внутриукраинский кризис связаны. СМИ отмечают, что о возможных ответных мерах военно-технического характера Захарова сказала в ответ на вопрос о вероятном выходе России из договора СНВ-3.
Между тем генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, присутствовавший 12 мая на церемонии в Румынии, заявил, что создаваемый в Европе механизм противоракетной обороны "носит оборонительный характер". "Наши ракеты для уничтожения вражеских снарядов не содержат взрывчатых веществ, а только сбивают свои цели в нашем воздушном пространстве. Мы не смогли бы использовать их в наступательных целях, даже если бы захотели", - заверил он.
По словам Столтенберга, система никак не угрожает и российскому ядерному арсеналу. "География и физика не позволяют нам сбивать российские межконтинентальные баллистические ракеты, так как наших щитов ПРО слишком мало и они расположены либо слишком далеко на юге, либо слишком близко от границ России", - заявил генеральный секретарь.
По его словам, альянс намерен развивать свои оборонные возможности, в том числе в сфере ПРО, после развертывания комплекса Aegis в Румынии и Польше.
Между тем глава комитета Госдумы по обороне, бывший командующий Черноморским флотом РФ адмирал Владимир Комоедов назвал размещение американской системы ПРО в Румынии "прямой угрозой" для России. "Для нас это прямая угроза. Они уже выходят на огневой рубеж. Помимо системы обнаружения, они уже выставляют противоракеты", - заявил военный.