khodorkovsky.ru

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, отбывающий наказание колонии №7 города Сегежи в Карелии, написал новую заметку в журнал The New Times о "тюремных людях", в которой на примере 22-летнего заключенного Алексея описал, как "палочная система" превратила кампанию по борьбе с педофилией в профанацию.

Первый раз Алексей попал под суд в подростковом возрасте. Будучи пьяным, он отобрал мобильный у знакомого, а через час был задержан. Тогда ему дали четыре года условно. В 18 лет он начал встречаться с несовершеннолетней девушкой Ирой, и они решили жить вместе в доме ее родителей. "Надеялись пожениться, когда будет можно. Но началась кампания по борьбе с педофилией", - пишет Ходорковский.

В связи с распоряжением руководства бороться с педофилами участковому потребовалась "палка", и он воспользовался ситуацией Алексея, дав делу ход. Обращения писали и родители девушки, на суд приходила сама "несостоявшаяся невеста". "Судья "все понимала", но у нее тоже "палочная система" и кампания", - продолжает Ходорковский.

Стоит отметить, что девушке, видимо, не было на тот момент еще 16 лет, так как в статьях Уголовного кодекса о насилии в отношении несовершеннолетних говорится о подростках и детях до 16 лет. Кроме того, местные власти могут разрешить вступить в брак при согласии обеих сторон, если молодым людям исполнилось 16 лет.

В итоге Алексею дали пять лет с учетом неотбытого условного срока. Молодой человек, как и ждавшая его девушка, надеялись, что суд пересмотрит дело или его отпустят условно-досрочно. Однако этого не произошло, а Алексею даже запретили свидания. Спустя два года после заключения он написал Ире, чтобы она не ждала его, и перестал отвечать на ее письма.

Примечательно, что в 2007 году таджикского гастарбайтера Хабибулу, от которого 11-летняя девочка родила в 2005 году дочь, приговорили к трем годам условно за растление несовершеннолетней. Правоохранительные органы формально запретили ему жить с девочкой под одной крышей.

Адвокаты Ходорковского жалуются, что ему не дают общаться с прессой

Адвокат экс-главы ЮКОСа Вадим Клювгант заявил, что сотрудники УФСИН РФ по Карелии вынудили его подзащитного отказаться от встреч с журналистами, в ходе которых планировались интервью. "У него (Ходорковского) был разговор с достаточно высокопоставленными сотрудниками УФСИН Карелии, которые в принципе не возражали против встречи Ходорковского с журналистами, но только в счет кратковременных свиданий с родными. Когда человек восемь лет не видится с родными, то естественно, кого он выберет", - сказал Клювгант "Интерфаксу".

Адвокат пояснил, что с момента заключения его подзащитного в данную колонию туда поступило несколько запросов от СМИ, которые хотели взять очное интервью у Ходорковского. "В конце июля Ходорковский был готов к интервью", - сказал адвокат. Кроме того, между экс-главой ЮКОСа и The New Times есть договоренность об очерках о "тюремных людях". По словам Клювганта, никакого нарушения закона, в том, что заключенный Ходорковский будет публиковать свои очерки в СМИ, нет.

Официальный представитель ФСИН РФ Александр Кромин, комментируя заявление адвоката, заявил, что Ходорковский имеет законное право на общение как с родственниками, так и с журналистами, но условия предоставления таких встреч различны.

"ФСИН никогда не отказывала журналистам, которые обращались в пресс-бюро, в общении с Ходорковским на таком основании (имеется в виду то, что Ходорковский вместо общения с журналистами выбрал свидание с родственниками, - прим. ред.)", - подчеркнул Кромин.

Он отметил, что "встречи с представителями СМИ регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ и правилами внутреннего распорядка, утвержденными соответствующим приказом ФСИН". "В этой ситуации надо разбираться, насколько она достоверна. Если адвокат подаст жалобу, она будет проверена", - сказал представитель ФСИН.

Российский омбудсмен заявил, что не получал жалоб от Ходорковского и Лебедева

Условия содержания в колониях экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего главы "Менатепа" Платона Лебедева не отличаются от тех, в которых отбывают наказание другие заключенные, и жалоб от них не поступает, заявил журналистам российский омбудсмен Владимир Лукин.

Он добавил, что аппарат уполномоченного по правам человека в России внимательно следит за судьбами всех заключенных и не выделяет среди них в отдельную категорию Ходорковского и Лебедева. "Мы никого не выделяем, а следим за правовым статусом всех заключенных. И если возникают с их стороны жалобы, мы их рассматриваем и урегулируем", - отметил он.

Лукин подтвердил, что ранее родители Ходорковского обращались к нему за помощью в установлении места расположения учреждения, куда был переведен после приговора суда зимой экс-глава ЮКОСа. "Когда Ходорковский переводился в ту колонию, где он сейчас содержится, было некоторое время, когда родители не знали о том, где именно он находится. Они обратились к нам, и мы выяснили, какое именно это учреждение", - сказал омбудсмен.

Между тем стало известно, что второе "дело ЮКОСа" передано из Хамовнического суда столицы в Мосгорсуд для решения о возможности рассмотрения надзорной жалобы на их приговор. "Сегодня в Хамовническом суде нам сообщили, что дело Ходорковского и Лебедева направлено в Мосгорсуд", - сообщила адвокат Платона Лебедева Елена Липцер.

Она пояснила, что ранее защита фигурантов "дела ЮКОСа" направляла в Мосгорсуд надзорную жалобу на приговор. "Теперь судья на основании материалов дела решит, будет ли надзорная жалоба принята к производству", - пояснила адвокат.