НТВ

Владимир Путин вчера увеличил число своих советников с 10 до 12 и упразднил их аппарат. Статус советников обрели уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Что касается ликвидированного аппарата, то те несколько человек, которые были в его составе, сокращены не будут, а перейдут в секретариат главы кремлевской администрации Сергея Иванова. Такие кадровые решения зафиксированы в подписанном Путиным указе "Вопросы администрации президента РФ", суть которого в тот же день изложил "Интерфакс".

Между тем источник "Ведомостей" из аппарата советников отметил, что у каждого из 10 советников было в аппарате 3-5 человек. Предполагается, что их просто переподчинят, но пока никаких уведомлений, по его словам, не поступало.

Координировать деятельность советников будут заместители Сергея Иванова или помощники президента. Кстати, политолог Алексей Макаркин подчеркивает, что не следует путать советников президента с его помощниками. Помощники (в основном это бывшие министры путинского правительства. - Прим. ред.) находятся в постоянном контакте с главой государства. А институт советников - символический, назначение туда подчеркивает высокий статус человека.

На взгляд эксперта, появление новых советников следует рассматривать в этом русле: Астахов сыграл серьезную роль в принятии нашумевшего "сиротского" закона, а назначение Титова должно показать, что президент хочет выстраивать отношения с предпринимательским сообществом.

"Независимая газета" напоминает, что среди советников президента значатся, например, бывший ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, бывший глава Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев, председатель Совета по правам человека Михаил Федотов, директор музея "Ясная Поляна" Владимир Толстой, экс-министр транспорта Игорь Левитин и ряд других когда-то больших чиновников.

Решение по кадрам - чисто техническое, убеждают в Кремле

По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, нынешнее кадровое решение является чисто техническим - обычное упорядочивание, юридическое приведение всей системы к тому, что уже существует по факту. "Коммерсант" вдается в подробности: новый документ заменил указ с аналогичным названием от 1996 года и откорректировал указ "Об администрации президента РФ" от 2004 года.

Указ зафиксировал действующую структуру кремлевской администрации с небольшими изменениями. В частности, юридически закрепил наличие в ее составе двух первых заместителей главы администрации - Алексея Громова и Вячеслава Володина. Как напоминает газета, должности двух первых замов вместо одного были введены в период последней президентской кампании Путина, когда Володин вслед за ним перешел из правительства в Кремль.

Путин избавляется от "малозначительной рутины", решили эксперты

Источники "Коммерсанта" в Кремле рассказали, что предложение о переводе аппарата советников на уровень президентской администрации напрашивалось давно. "Каждый советник курирует свой круг вопросов, однако некоторые идеи, которые они пытаются донести до президента, достаточно сырые и требуют зачастую дополнительной проработки, - отметил один из чиновников. - При помощи кураторов со стороны администрации подобные инциденты будут сведены к минимуму, а на стол к Владимиру Путину будут попадать действительно стоящие советы и рекомендации".

Глава фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов прокомментировал: "Пост советников в разные периоды демонстрировал разные возможности. Вспомним Андрея Илларионова, Михаила Лесина, которые стремились к определенной автономии. Сейчас советники скорее ушли в тень, что институционально закрепляется".

По мнению политолога, "и в этом, и во всех других смыслах позиция главы администрации, безусловно, укрепляется, это можно наблюдать последние полгода, в том числе в таких чисто аппаратных решениях".

Эксперты, опрошенные "Независимой газетой", пока не смогли прийти к единому мнению о смысле и значении этих аппаратных пертурбаций. Единство было лишь в одном - Путин избавляется от бюрократического рутинного общения с теми людьми, которые, в общем, имеют мало значения во властных раскладах.