Moscow-Live.ru

Российский МИД обвинил запрещенные в РФ террористические группировки "Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) и "Джебхат ан-Нусра" и аффилирированных с ними экстремистов, действующих в Сирии и Ираке, в применении боевых отравляющих веществ - зарина и иприта - и рассказал о расширившихся возможностях террористов по производству химического оружия.

На брифинге 12 января, материалы которого опубликованы на сайте МИДа, официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова констатировала, что на территории Сирии и Ирака не прекращаются "рецидивы химического терроризма". Это, по ее словам, подтверждается материальными свидетельствами преступлений с применением хлора и иприта, которые были собраны российскими военными в октябре - ноябре 2016 года.

В заявлении Захаровой, распространенном в пятницу, 13 января, агентствами РИА "Новости" и "Интерфакс" подчеркивается, что речь идет о применении не только промышленно-бытовых токсичных химикатов, таких как хлор, но и полноценных боевых отравляющих веществ, в число которых входит также упомянутый иприт и зарин - вещество нервно-паралитического действия без цвета и запаха. Она отметила, что один из первых инцидентов с применением зарина против сирийских правительственных войск и мирного населения был зафиксирован в населенном пункте Хан Аль-Ассаль еще весной 2013 года.

Захарова сослалась на оценки западных экспертов, которые заметили, что после захвата летом 2014 года боевиками ИГ Мосула и получения доступа к фонду научной библиотеки и лабораторной базе расположенного там университета производственно-технологические возможности игиловцев по синтезу отравляющих веществ существенно расширились. В июле 2014 года боевики захватили заброшенный завод по производству химического оружия в провинции Мутанна, где хранились остатки ракет с зарином и другие нервно-паралитические вещества.

Ситуация "еще более усугубилась" с переходом на сторону ИГ бывших офицеров иракской армии, имевших отношение к военно-химической программе времен бывшего иракского лидера Саддама Хусейна, а также с привлечением из-за рубежа дипломированных специалистов-химиков. Таким образом, террористическая деятельность негосударственных субъектов в Сирии и Ираке приобрела еще более масштабный, системный и трансграничный характер с перспективами ее выхода за пределы Ближнего Востока", - заявила Захарова.

В МИДе подчеркнули, что Россия несколько лет неоднократно обращалась к мировому сообществу с призывом координировать усилия по противодействию новому феномену "химического" терроризма.

"Еще два года назад совместно с Китаем мы предлагали принять резолюцию СБ ООН, которая способствовала бы решению этой задачи", - заявила Захарова.

"К сожалению, политическая заангажированность и антиасадовская зашоренность все тех же "друзей Сирии" не позволила принять такую резолюцию и своевременно купировать эту угрозу. Более того, вопреки логике развития событий и здравому смыслу, эти же "друзья" не оставляют попыток возложить ответственность за инциденты и откровенные провокации с применением отравляющих веществ в Сирии на правительство Асада", - подчеркнула дипломат.

Об иракской "фабрике" ИГ по производству химоружия заявляли сами иракцы и представители возглавляемой США антиигиловской коалиции. За более детальной информацией Захарова предложила обратиться к "иракским властям и коалиционному командованию, которые в свое время публично рапортовали о нейтрализации неких Сулеймана Дауда аль-Баккара и Абу Малика - игиловских специалистов-химиков из числа бывших иракских военных".

"В прошлом году коалиция распространила информацию о захвате объекта ИГ по производству химбоеприпасов в иракском Хите и уничтожении авиацией еще одного подобного химпредприятия", - сказала Захарова.

Она добавила, что американские военные и разведслужбы вместе с британскими коллегами "еще в период 2003-2009 годов в нарушение Конвенции о запрещении химического оружия абсолютно бесконтрольно уничтожили несколько тысяч химбоеприпасов иракской армии".

Боевиков ИГ подозревали в использовании боевых газов против курдов в провинции Хасака в 2015 году. Затем с выводами о том, что ИГ использует в Ираке и Сирии химическое оружие, выступали эксперты британских компаний Conflict Armament Research и Sahan Research. Запрещенный иприт, по данным западных СМИ, группировка впервые применила в Ираке в августе 2015 года.

30 октября 2016 года СМИ сообщали о химической атаке на правительственные войска с возможным использованием зарина в сирийском Алеппо.