Мультипликационный видеоролик, появившийся на видеохостинге YouTube под заголовком "дагестанская социальная реклама", за несколько дней с момента своего появления успел наделать немало шума в Сети. В видео рассказывается о преступнике, с помощью взятки вышедшем из тюрьмы и ставшем жертвой борца за справедливость. Ролик спровоцировал националистические пересуды и споры о целесообразности столь радикального способа борьбы с беззаконием.
"В тюрьме он был бы жив. Поощряя коррупцию, мы рискуем" - гласит слоган, появляющийся в конце ролика, когда вышедшего на свободу преступника расстреливает некая женщина.
Интересно, что спорный по смыслу девиз "соцрекламы" уже успел стать мемом. Так, в блогосфере тиражируются демотиваторы с Виктором Цоем и подписью: "В тюрьме он был бы жив". Однако многим интернет-пользователям не до смеха. Покуда одни, довольно большая часть, высказывают мнение, что "преступнику так и надо", либо позволяют себе националистические высказывания, другие пытаются понять, чем руководствовались авторы при создании этого видео.
"Странная соц реклама, лучше всем сразу в тюрьму сесть..." - пишет один из комментаторов на YouTube. Некоторые заподозрили провокацию: "Это не "социальная реклама", а самая настоящая провокация!!!", "Похоже на раздувание межнациональной розни, а это уже экстремизм". "Посыл понятен - кровная месть рулит!.." - сомневается другой. С этим мнением соглашается в своем блоге журналистка Ирина Мишина: "Закрадывается мысль о том, что общество плавно и ненавязчиво подводят к мысли о самосудах".
Автор ролика предпочел анонимность
Авторство скандальной "социальной рекламы" пока не установлено. Телевизионщики из Махачкалы уверяют, что на основных телеканалах в республике этот ролик не появлялся, передает "РБК-ТВ". В то же время "Росбалт" сообщает, что на региональных дагестанских каналах это видео транслируют.
Заметим, что понятие вендетты, "кровной мести" или самосуда - неофициально довольно распространено на Северном Кавказе. Свидетельством того являются многочисленные видеоролики о том, как разгневанные граждане учиняют расправу над предполагаемым преступником либо родственники наказывают, к примеру, молодых влюбленных, посмевших перечить воле старших. В пропаганде самосуда в 2011 году журналисты даже обвиняли главу Чечни Рамзана Кадырова, заявившего, что на месте одного якобы невинно осужденного человека он бы нашел способ сбежать из тюрьмы, добыть оружие и застрелить судью, вынесшего вердикт.
Однако стоит отметить, что возможность применения линчевания как способа разобраться с человеком, совершившим резонансное преступление, допускают для себя и жители других российских регионов. Например, насильника школьниц в Набережных Челнах пришлось арестовывать в ходе выездной сессии суда - дабы не выводить маньяка на улицу, где его поджидали сотни разгневанных горожан. Спасали от самосуда и москвичку, сбившую в Бирюлево двух молодых людей. Житель Северной Осетии Виталий Калоев убил швейцарского авиадиспетчера, по чьей ошибке в авиакатастрофе погиб 71 человек, включая его жену и двоих детей. Таких примеров - масса, и попытки в порыве гнева линчевать подозреваемого без суда происходят регулярно в самых разных частях страны.
Случается, что расправа, как и в скандальном видеоролике, настигает жертву и после выхода из тюрьмы. Есть такой пример из недавних происшествий - в Бурятии в начале года был насмерть забит педофил, вышедший из колонии. В Подмосковье мужчина расстрелял у зала суда убийцу своего сына. А в Коми мужчина похитил убийцу своего сына после того, как суд вынес ему мягкий приговор, и оставил умирать привязанным к дереву.
Впрочем, тюрьма, вопреки заверениям авторов скандального видеоролика, вовсе не является надежным укрытием для преступника. Так, в московском СИЗО в январе был найден мертвым мужчина, осужденный за серию изнасилований - у покойного были зафиксированы многочисленные переломы, а гениталии были сожжены.