В те дни, когда разворачивалась трагедия в Беслане, в Великом Новгороде проходила международная конференция "Дискуссионный клуб "Валдай", цель которой - улучшение имиджа России за рубежом.Конференцию готовили еще с весны, но именно на страшный день пятницы, 3 сентября, когда начался штурм бесланской школы, пришлись главные дискуссии, пишет "Еженедельный Журнал" в очередном номере, выходящем в свет в понедельник.
Третья сессия, "Свобода слова и ответственность свободы", по случайному совпадению началась именно тогда, когда в Беслане уже шел штурм, когда террористы уже взорвали бомбы, обвалилась крыша спортзала, и весь пол его уже был усеян телами детей. Из-за событий в Беслане участники то и дело выскакивали к телевизорам: смотрели CNN, BBC, EuroNews, поскольку по главным российским каналам, за исключением НТВ, шли песни и пляски и поиски увлекательных приключений.
"События в Беслане придали конференции определенный драматизм", - сказал в интервью автору Андрей Золотов, один из авторов проекта - конференции и главный редактор Russia Profile, журнала для зарубежной аудитории, который выпускается издательской группой Independent Media, но финансируется государственным информационным агентством РИА "Новости".
Статус конференции был самый что ни на есть высокий. И приехали на нее люди известные - профессора университетов, занимающиеся политикой и экономикой Советского Союза и современной России, из США и Европы, политологи из вашингтонских, лондонских, французских, берлинских и прочих институтов и фондов, журналисты.Было несколько категорий приглашенных. Одна - участники конференции, другая - те, кого пригласили освещать событие.
Организаторы к публичности не стремились: на сайте РИА "Новости" о планируемой конференции не было ни слова. Активное мероприятие по рекрутированию сторонников Кремля в активном освещении, естественно, не нуждалось, строго наоборот.
Владимир Путин уделил имиджу страны больше времени, чем бесланской трагедии
Венцом конференции стала встреча зарубежных участников "Дискуссионного клуба "Валдай" с президентом России Владимиром Путиным, а затем и с министром обороны Сергеем Ивановым.
Встреча с президентом состоялась 6 сентября, через три дня после кровавой развязки в Беслане. О том, что думает президент о постигшей страну национальной трагедии, российские читатели узнали из пересказа английской газеты The Guardian, корреспондент которой, Джонатан Стил, оказался одним из приглашенных гостей конференции. С зарубежными учеными и журналистами Владимир Путин беседовал три с половиной часа. В Беслане президент провел два.
Бюджетных денег на улучшение имиджа России за рубежом не жалели
"Нам оплатили перелет туда и обратно бизнес-классом. Правда, лететь можно было только "Аэрофлотом". Если бы я захотел взять с собой жену - полностью оплатили бы и ее расходы", - Дэвид Джонсон из вашингтонского Центра оборонной информации был щедростью русских несколько обескуражен. Джонсон каждый день составляет подборку материалов о России, появляющихся в газетах по всему миру, отправляет в пять тысяч адресов и выкладывает на своем сайте в интернете. Журналисты и политологи почитают за честь попасть в его каталог: у Джонсона безупречная репутация.
Обрабатывать тех, кто формирует западное общественное мнение о России, решили по всем правилам российского PR: кто платит, тот и заказывает музыку.
По словам одного из депутатов Государственной думы прошлого созыва, в федеральном бюджете "существует закрытая строка, предусматривающая финансирование мероприятий, направленных на улучшение имиджа России". Политик говорил на условиях анонимности.
Всего на конференцию пригласили 42 человек, приехали не все, но многие. Всем оплатили перелет самолетом в бизнес-классе, в Москве поселили в "Метрополе", где самый дешевый номер стоит 300 долларов в сутки, все остальные расходы - переезд и проживание в Великом Новгороде, обеды-ужины и прочее тоже взяли на себя. Платил организатор, государственное новостное агентство РИА "Новости", то есть российский бюджет.
Среди приглашенных было и несколько журналистов. Однако и они не сами платили за себя, хотя в кодексах этики многих западных изданий специальной строкой указывается, что журналист не имеет права позволить источнику своей информации, герою публикации оплатить ланч, не говоря уже о билете в салон бизнес-класса ценой в две с лишним тысячи долларов.
"Это не коррупция, - заявил тот самый Джонатан Стил, чей материал в английской The Guardian цитировали все российские издания. - Коррупция - это когда платят огромные гонорары, а оплата расходов - обычная практика для английских газет. Правда, иногда в конце материала мы можем указать, что расходы, связанные с подготовкой статьи, были оплачены".
Ни в одном из материалов Джонатана Стила из Москвы указания на то, что его расходы были оплачены российским правительством, не было. Правда, в тексте одного из репортажей сообщалось, что во встрече с российским президентом принимали участие западные ученые и журналисты, приехавшие в Россию "на специальную конференцию". В том, что специальность этой конференции заключалась в улучшении имиджа России за рубежом, автор смущенно умолчал.
"В The Washington Post это невозможно. Мы не позволяем за себя платить, - сказал мне Питер Бейкер, шеф бюро американской газеты в Москве. - В противном случае у читателя может возникнуть подозрение, что мы не объективны".
Российской прессе политики РФ не доверяют: она коррумпирована
Мэри Дежевски из британской газеты The Independent объяснила, что российские журналисты не были допущены на высокие встречи, потому что российские политики, оказывается, "доверяют репортажам западной прессы больше, чем российской прессе".
"Российская пресса крайне коррумпированна, она постоянно публикует заказные материалы, скрытую рекламу, такого феномена нигде больше - я имею в виду западные газеты - нет", - заявила Мэри Дежевски.
Репортажи корреспондента Джонатана Стила из британской The Guardian не оставляют сомнений в его объективности. Однако в той же Guardian через день после встречи ее корреспондента с российским президентом появилась статья Джона Лафленда, являющегося попечителем британского отделения правозащитной организации Human Rights Watch, в которой автор разоблачает всех противников российского президента и крестит их не иначе как рукой США в Москве.
Очевидно, российский президент уверен, что все журналисты кем-то куплены и всех можно купить или перекупить. Эта идеология и была заложена в основу конференции "Дискуссионный клуб "Валдай", призванной улучшить имидж России в мире.
Трагедия в Беслане конференции не помешала.