Благотворительный фонд помощи заключенным "Русь сидящая" обнаружил подозрительные госконтракты, заключенные расположенной в Волгоградской области исправительной колонией строгого режима N26 и региональным управлением Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
По данным с сайта госзакупок, 19 октября 2016 года ИК-26 заключила контракт c сельскохозяйственным производственным кооперативом (СХП) "Ергенинский" на закупку за бюджетные деньги 130 тонн живой рыбы за 8 млн 899 тыс. 800 рублей.
Логично, что начальнику колонии, полковнику внутренней службы Андрею Штангруду, надо кормить более тысячи заключенных, поэтому он покупает огромное количество рыбы, говорится в расследовании фонда. Однако из описания сфер деятельности колонии следует, что в исправительном заведении просто негде хранить такое количество рыбы и нет мощностей для ее переработки.
Впрочем, пишет автор статьи Светлана Осипова, можно предположить, что рыбу хранят в рефрижераторах для мяса. Тем не менее в этой истории есть "более важный и более компрометирующий пункт", отмечает она. На сайте гозакупок имеется еще один контракт, из которого следует, что 100 тонн этой же рыбы у колонии перекупило, также за бюджетные деньги, УФСИН, но уже за 10 млн рублей. Тот факт, что рыба дороже и ее объем меньше, объясняется тем, что она уже потрошеная и без головы.
"Необязательно иметь диплом экономиста, чтобы сложить 8 млн и 10 млн, выделенные из госбюджета колонии и УФСИН соответственно на одну и ту же, по сути, рыбу, и получить 18 млн рублей. Итого ФСИН не поскупилась и переплатила за рыбу примерно в два раза", - говорится в материале. Примечательно, что контракт между ИК-26 и УФСИН на поставку рыбы был заключен за четыре месяца до ее закупки колонией.
Как может работать схема: рыба "заезжала" в колонию только по документам
Эксперт "Руси сидящей" Алексей Федяров предположил, что, по всей видимости, колония закупила у компании-поставщика за упомянутую сумму 100 тонн замороженной потрошеной рыбы, а оформили все так, как будто было закуплено 130 тонн живой рыбы. По его версии, рыба в колонию "заезжала только по документам", а на самом деле сразу "уехала в УФСИН". В итоге колония заработала в чистом виде минимум 8 млн, подытожил он.
"И эти деньги потом попиливаются, распределяются по каким-нибудь контрактам, отследить выполнение которых почти невозможно: например, колючая проволока, всякие камеры наблюдения и тому подобное. Ремонт бараков туда же. Официально колония их ремонтирует, а неофициально это делают зеки", - пояснил эксперт.
Предположительную схему двойных закупок, практикуемых ИК-26, "Русь сидящая" обнаружила и в других сферах ее деятельности. Так, в мае 2017 года колония арендовала земельный участок для выращивания овощей, заплатив за него 734 265 рублей. В конкурсе участвовали две организации, но один из участников, ООО "Новожизненское", снизил стоимость своей земли втрое и выиграл контракт.
ИК-26 впоследствии заключила с сельхозпроизводителем девять контрактов более чем на 22 млн рублей - на приобретение семенного картофеля полив овощных культур, покупку удобрений и ядохимикатов, аренду техники и рабочих. Если посчитать затраты на производство, можно увидеть, что дешевле было просто закупить картофель, говорится в статье. По версии авторов расследования, продукция, которая приходит в ИК по пяти договорам, раскидывается по другим колониям - и снова за бюджетные средства. В итоге затраты на картофель превышают оптимальные в три-четыре раза.
Как рассказал "Руси сидящей", экс-сотрудник ФСБ, имя которого не называется, в действительности овощи на предоставленной земле не выращиваются, а закупаются для колонии постфактум на оставшиеся от контрактов и обналиченные деньги. После заключения сделки с колонией владелец сельскохозяйственного предприятия обналичивает эти денежные средства и часть передает чиновникам ФСИН. За оставшиеся деньги после окончания сезона сбора урожая предприниматель передает колонии продукцию, якобы выращенную на арендуемых полях.
"Крымский" творог для УФСИН от волгоградского бизнесмена
Подозрительную хозяйственную деятельность ведет и руководитель УФСИН России по Волгоградской области генерал-лейтенант внутренней службы Павел Радченко, пишет "Русь сидящая". Так, он закупал в Крыму творог для колоний Волгоградской области, заключив три контракта на сумму 3 млн 662 тыс. 835 рублей с компанией ООО "ОКСОЛ". Естественно, из-за удаленности Крыма закупка творога обошлась бюджету гораздо дороже, чем стоил бы творог в регионе. У той же крымской компании УФСИН по Волгоградской области в течение трех последних лет покупало манную крупу, рис, картофель, муку. В общей сложности было заключено 10 контрактов на сумму более чем 14 млн рублей.
Эксперт Алексей Федяров пояснил суть действующей в этом случае схемы. Он отметил, что прежде всего непонятно, существует ли это ООО и Крыму или нет и поставляло ли оно какие-либо продукты. По его версии, возможно, творог поставляется на самом деле из Волгоградской области, а по документам ради накрутки денег проводится как приехавший из Крыма. А чтобы обналичить деньги было проще, они выводятся в Крым. И там же, видимо, есть какая-то подконтрольная налоговая, которая закроет компанию, получившую деньги на определенные услуги, предположил Федяров. Как выяснила "Русь сидящая", владеет ООО "ОКСОЛ" волгоградский бизнесмен Николай Коваль.
Правозащитники предлагают надзорным органам проверить, откуда, куда и в каком объеме поставлялся творог в УФСИН, поясняя, что у них нет доступа к такой документации.