Вести

В деле чемпиона мира по боевому самбо Расула Мирзаева, после удара которого год назад погиб 19-летний Иван Агафонов, - новые неожиданности. Сначала судья Замоскворецкого суда Москвы Андрей Федин счел необходимым вернуть процесс на стадию судебного следствия для допроса экспертов, а после перерыва, который вместо объявленного часа длился почти вдвое больше, появился новый прокурор. РАПСИ ведет видео- и текстовую онлайн-трансляцию из зала заседаний, где во вторник должны были вынести приговор и, как ожидалось, Мирзаева могли тут же отпустить.

В целом во вторник за три часа с официального начала заседания непосредственно слушания длились от силы полчаса, все остальное время были перерывы. В итоге их было решено продолжить в четверг, 16 августа, в 14:00.

Суд постановил вызвать сотрудника 111-го Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны России Сергея Леонова, дававшего свое заключение по делу. Для этого был объявлен первый перерыв на один час. Ранее на допросе Леонова настаивала защита Мирзаева, но эксперт не явился, сообщает "Интерфакс".

Однако адвокат Мирзаева Алексей Гребенской объяснил, что конкретно этого специалиста он не вызывал - его интересовал другой участник этой группы исследователей, который отвечал на вопрос о качестве оказания медпомощи. Защитник обвиняемого также обратил внимание на то, что сторона потерпевших уже знает, какие вопросы будет задавать суд, что, по его мнению, свидетельствует о влиянии на суд с их стороны.

"Суду предстоит допросить Леонова и выяснить у него ряд вопросов, в частности, есть ли причинно-следственная связь между ударом Мирзаева и смертью Агафонова, какую силу применил подсудимый при ударе погибшего, и использовал ли Мирзаев приемы восточных единоборств, которыми он владеет", - пояснила "Интерфаксу" адвокат потерпевших Оксана Михалкина.

Как напоминает РАПСИ, показания Леонова, данные следователю, оглашались в ходе восьмого дня слушаний. Следователь просил его пояснить, мог ли травматический отек мягких тканей правой щеки появиться до или после смерти Агафонова. Эксперт заявил, что, с точки зрения медицинской травматологии, отек не является повреждением. "Могу сообщить, что отеки, как вред здоровью не расцениваются" , - говорится в протоколе допроса эксперта.

Михалкина выразила надежду на "справедливое окончание процесса". По ее мнению, возобновление судебного следствия и вызов Леонова свидетельствует о том, что "суд пытается найти правду". Вместе с тем она считает, что во вторник огласить приговор уже не успеют. Это подтверждает и РАПСИ, по сведениям которого эксперт, скорее всего, будет допрошен в среду. После этого снова должны последовать дополнения, прения сторон и последнее слово Мирзаева. Затем судья снова удалится на написание приговора.

Неожиданное появление нового прокурора и ходатайство об отводе прежнего

После перерыва на процессе появился новый прокурор Андрей Сергеев, против чего ни одна из сторон не возражала. При этом защита потерпевших заявила отвод прокурору Зотовой, которая на прошлой неделе в ходе прений сторон попросила смягчить обвинение Мирзаеву. Адвокат Михалкина заявила во вторник, что доверие к ней утрачено и есть основания полагать, что у нее есть личная заинтересованность.

Сама Зотова считает, что нет законных оснований для ее отвода, поэтому попросила оставить ходатайство без удовлетворения. Новый прокурор Сергеев поддержал позицию своей коллеги. Защита Мирзаева, как и он сам, тоже возразили против отвода гособвинителя.

В итоге судья ходатайство об отводе прокурора Зотовой не удовлетворил. "Мнение прокурора о смягчении обвинения подсудимому не является основанием для отвода", - пояснил судья и поставил вопрос о переносе слушаний на среду в связи с тем, что эксперт Леонов в суд так и не явился, передает ИТАР-ТАСС. Как уже известно, они процесс продолжится 16-го августа в 14:00.

На фоне угроз националистов вокруг суда усилены меры безопасности. Задержан человек с плакатом

С утра вокруг здания суда были значительно усилены меры безопасности. Сюда пригнали несколько автобусов с полицейскими, Большой Татарский переулок, а также Татарскую улицу патрулировали представители правоохранительных органов. Полиция полностью перекрыла движение автотранспорта и частично проход граждан в Большом Татарском переулке в непосредственной близости от входа в суд.

Уже есть задержанный - гражданина, который скандировал "Россия, проснись! Россия, не спи!" и пытался развернуть плакат с лозунгом в непосредственной близости от здания суда, препроводили в полицейский автобус, сообщает "Интерфакс".

Националисты ранее пригрозили встретить освобождение спортсмена массовыми протестами, пишут "Новые известия". Лидер Движения против нелегальной миграции Андрей Савельев пообещал митинги, а лидер "Славянского союза" Дмитрий Демушкин заявил, что после вмешательства первых лиц Дагестана дело Мирзаева стало политическим, и теперь любое решение суда не поспособствует миру.

Газета напоминает, что в феврале в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске уже проходили акции под лозунгом "Мирзаев должен сидеть!". Старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов считает, что освобождение спортсмена может стать поводом для беспорядков, потому что "общество наполнено агрессией". "Люди не любят ни в чем разбираться, они будут думать, что Мирзаев купил суд и прокуроров", - объяснил он.

Однако директор правозащитного центра "Сова" Александр Верховский прогнозирует, что если протесты и будут, то намного менее масштабные, чем выступление националистов на Манежной площади в декабре 2010 года после убийства болельщика "Спартака" Егора Свиридова. "Для взрыва нужно, чтобы была новость. Чтобы много людей сразу возмутились. А в случае Мирзаева все происходит очень медленно и растянуто", - сказал эксперт.

Директор "Левада-Центра" Лев Гудков подтвердил изданию, что сейчас ситуация иная, чем в 2010 году: "Это дело намного сложнее. Был длительный суд, который хорошо освещался в прессе, и освещение было взвешенным. Здесь нет давления властей и предвзятости суда".

Правозащитники: ход дела "корректируют" националисты, которых боятся власти

Более того, отказ суда выпустить Мирзаева из СИЗО под залог некоторые наблюдатели расценили как страх властей перед массовыми выступлениями националистов. Эксперт центра "Сова" Вера Альперович прокомментировала радиостанции "Свобода": "Сложно сказать, насколько это влияние было сильным, но о его существовании свидетельствуют некоторые интересные совпадения. В августе прошлого года Замоскворецкий суд вынес решение отпустить Мирзаева под залог. Националисты начали готовить акцию протеста - по блогам, форумам, ультраправым сайтам. Распространять информацию об акции стали и представители ДПНИ. И буквально через очень короткое время Мосгорсуд отменил решение Замоскворецкого суда, и Мирзаев остался под стражей".

"Аналогичная история произошла зимой, когда в январе было принято решение о переквалификации статьи со статьи 111 (причинение тяжкого вреда здоровья, повлекшее смерть, наказание - до 15 лет тюрьмы. - Прим. ред.) на 109 (причинение смерти по неосторожности; максимум - 2 года тюрьмы. - Прим. ред.), в феврале началась подготовка очередной акции националистов под названием "Убийца должен сидеть" - и снова решение суда было отменено, - продолжила правозащитница. - Несмотря на это, обе акции состоялись, но они не были ни особо массовыми, ни особо агрессивными. Можно сказать, что есть некая видимая глазу корреляция: как только националисты включаются в этот процесс, суд и следственные органы начинают менять первоначально принятые решения".

Метаморфозы в деле Мирзаева: защита Агафоновых заявила об "ударе в спину", а отец погибшего - о расстреле

Согласно материалам дела, инцидент возле московского ночного клуба "Гараж" произошел 15 августа 2011 года (отметим, ранее все без исключения СМИ писали, что это случилось 13 августа, такая дата значилась и в основанных на этих сообщениях статьях NEWSru.com, а в "Википедии" в статье о Расуле Мирзаеве и сейчас написано, что конфликт случился 13 августа, при этом ссылка стоит на материал сайта Lenta.ru - Прим. ред.).

Спортсмен Мирзаев ударил студента Агафонова, тот упал, ударившись головой об асфальт. Согласно показаниям очевидцев и врачей, после удара москвич пришел в себя, заявил, что чувствует себя нормально и, несмотря на головную боль, самостоятельно двигался и даже отказался от вызова скорой помощи. Однако через несколько дней ему стало хуже, он был госпитализирован и в ночь на 18 августа скончался в больнице, не приходя в сознание. Причиной смерти врачи называли отек мозга и последующий отек легких, раздробление мозжечка.

Первоначально Мирзаева обвиняли в причинении умышленного вреда здоровью, повлекшем смерть, но в январе 2012 года стало известно, что следователи, основываясь, в том числе, на результатах трех судебно-медицинских экспертиз, переквалифицировали действия Мирзаева на более "легкую" статью о причинении смерти по неосторожности.

Дело передали в суд, но тот вернул его в Следственный комитет для устранения недостатков. В результате 16 февраля Мирзаеву вновь предъявили обвинение в причинении умышленного вреда.

Но в ходе прений сторон 8 августа прокурор Юлия Зотова неожиданно попросила суд вновь переквалифицировать обвинение подсудимому на причинение смерти по неосторожности. Она обосновала необходимость смягчения обвинения заключением медэкспертизы, которая не выявила наличия причинно-следственной связи между ударом Мирзаева и смертью Агафонова.

Сам Мирзаев неоднократно сообщал в суде, что не имел умысла причинить вред или тем более убить Агафонова, и просил прощения у родителей погибшего.

Однако отец погибшего Александр Агафонов бурно реагировал на происходящее в суде, заявляя о том, что никогда не простит Мирзаева. По его словам, он не будет требовать от подсудимого компенсации материального и морального вреда, пояснив, что сам бы дал денег для ужесточения наказания для спорсмена. "Сломал жизни. Расстреляли бы его", - приводит слова Агафонова-старшего "Интерфакс".

Защита потерпевшего также возмутилась требованием прокурора смягчить наказание Мирзаеву. "Для нас это было как удар в спину, потому что мы в данном процессе были на одной стороне с гособвинением, - сказала "Свободе" адвокат семьи Агафоновых Оксана Михалкина. - Этот процесс шел достаточно обычно, но гособвинитель Зотова вдруг на 180 градусов изменила свою позицию, и без согласования с нами, не поставив нас в известность. Наша позиция остается неизменной: с самого начала, как только мы посмотрели все материалы дела, нам было понятно, что действия Мирзаева носят умышленный характер".