Все российские вузы планируется разделить на три группы. Согласно планам министра образования Андрея Фурсенко, 10-20 "национальным" университетам предоставят свободу в определении учебной и экзаменационной политики, 100-200 вузам второго эшелона государство будет выделять деньги на подготовку бакалавров и магистров, остальным - только на бакалавров.
Эксперты оценивают идею положительно, но предупреждают, что разработку критериев разделения нельзя отдавать на откуп чиновникам и ректорам, сообщают "Ведомости".
По плану министра, чем выше будет категория университета, тем больше будет получаемая им государственная поддержка. "Национальные" университеты получат право самостоятельно определять политику своего развития. Например, они смогут решать, переходить ли им на систему бакалавриата-магистратуры, определять круг и программу экзаменов.
Второму эшелону будут оплачивать подготовку бакалавров и магистров, а университеты третьего уровня, по словам министра, "вероятно, смогут готовить только бакалавров".
"Это как в спорте, ни у кого же не возникает вопросов, почему одни команды играют в высшей лиге, а другие - только во второй, - рассуждает министр. - Мы проведем ранжирование на основании четких и всем понятных критериев, и университеты смогут переходить из одной лиги в другую". По словам Фурсенко, критерии отбора будут разрабатываться министерством совместно с научной и вузовской общественностью. При этом он отказался назвать университеты, которые могут быть признаны "национальными".
Но другой высокопоставленный чиновник Минобразования пояснил, что, например, такие университеты, как МГИМО, МФТИ или ГУ-ВШЭ, в отличие от МГУ не смогут претендовать на лидерство именно в силу своей специализации на ограниченном числе направлений, отмечает издание.
Среди представителей вузов нет единого мнения о задуманной реформе. Проректор по научной работе Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) Игорь Журкин полагает, что реформа будет иметь положительный эффект, поскольку повысит уровень обеспеченности университетов первого и второго уровней.
"Проблем с отбором 20 "национальных" университетов не будет - их должно быть по два-три в Москве и Петербурге и по одному в крупных регионах, де-факто так уже и есть", - считает Журкин. "Главная сложность", по его мнению, в том, как выбрать 100-200 вузов второго эшелона: "например, из 50 строительных придется оставлять один-два".
"Очевидно, что высшее образование недофинансировано на порядок, а выделять больше денег для всех затруднительно, - говорит ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. - Но стоит ли делить вузы на белые, серые и черные?" По его мнению, финансирование должно идти по направлениям деятельности в зависимости от того, насколько привлекателен вуз, насколько успешна научная работа его сотрудников. "К многопрофильности это имеет мало отношения, - полагает Кузьминов. - Если региональному университету удалось создать сильный химфак и привлечь сильных профессоров, то он и должен финансироваться на уровне МГУ, а в том же МГУ далеко не все факультеты могут претендовать на повышенное финансирование".
Экспертам идеи Фурсенко нравятся. "Мы очень сильно отстаем, потому что у нас нет концентрации ресурсов там, где может получиться прорыв", - считает ректор Российской экономической школы (РЭШ, негосударственный вуз) Сергей Гуриев. "Государству давно пора подумать, стоит ли финансировать те вузы, в которые перестанут идти студенты после перехода на контрактную армию или отмены отсрочек", - добавляет директор Центра непрерывного математического образования Иван Ященко.
По мнению Ященко, "национальные" университеты и вузы второго эшелона надо отбирать в том числе исходя из того, куда идут талантливые выпускники школ, зарекомендовавшие себя на олимпиадах и научных соревнованиях. А Гуриев полагает, что если критерии отбора будут определять чиновники или сами ректоры, "то ничего путного не получится". Он предлагает отдать право определения критериев ранжирования российской научной диаспоре за рубежом.
"Пусть эти вопросы решают российские профессора и руководители научных лабораторий американских и европейских университетов, и тогда у нашего образования будут шансы", - уверен Гуриев.