В Северо-Кавказском окружном военном суде, где возобновились слушания по делу полковника Юрия Буданова, сегодня были объявлены результаты судебно-психиатрической экспертизы, проведенной в прошлом году в Москве в Институте имени Сербского.
Полковник Юрий Буданов признан невменяемым в момент убийства чеченской девушки Эльзы Кунгаевой.
В ходе экспертизы, назначенной по решению суда, члены комиссии установили, что Буданов с ноября 1999 года в результате полученных контузий и на фоне стресса, вызванного гибелью его подчиненных, пребывал в состоянии психического расстройства.
Полковник во время совершения своих преступных действий в отношении Эльзы Кунгаевой, по мнению экспертов, был неспособен оценивать опасность совершаемых им поступков.
Член комиссии психолог Галина Бурняшова заявила, что в настоящее время полковник Буданов ограниченно годен к военной службе и должен быть уволен из Вооруженных сил.
Как пояснила Бурняшова, если данное заключение экспертизы суд примет к сведению, то с Буданова будет снято обвинение по статье "убийство".
Между тем, как заявил журналистам после оглашения результатов экспертизы гособвинитель на процессе Сергей Назаров, речь не идет о изменении инкриминируемой Буданову статьи Уголовного кодекса России на более мягкую. Этот вариант был бы возможен в том случае, если бы было признано, что полковник находился в состоянии аффекта. "Невменяемость же исключает ответственность, и его надо лечить, судя по заключениям экспертов", - заявил гособвинитель.
В свою очередь, адвокат Буданова Алексей Дулимов в беседе с журналистами выразил надежду, что с его подзащитного "будет снято клеймо убийцы, насильника, которое ему пытались приклеить некоторые заинтересованные лица, которые таким путем пытались привлечь субсидии для терроризма на территории Российской Федерации". По мнению адвоката, это может произойти уже в мае.
Суд Северо-Кавказского военного округа в течение нескольких часов заслушивал заключение судебно-психиатрической экспертизы, которое занимает несколько десятков страниц.
Во вторник суд решил продолжать процесс без представителей потерпевшей стороны, которые в третий раз не явились на заседание.
Как сообщил председательствующий по делу судья Виктор Костин, отец убитой девушки Виса Кунгаев, а также его адвокат Абдулла Хамзаев не прибыли в Ростов по причине болезни. Обвинитель по делу Сергей Назаров согласился с просьбой защиты обвиняемого продолжить слушание без представителей потерпевшей стороны.
Бывший командир 160-го танкового полка Юрий Буданов обвиняется в убийстве чеченки - жительницы села Танги-Чу Эльзы Кунгаевой.
В ночь на 27 марта 2000 года Буданов приехал на бронемашине в селение Танги, захватил Кунгаеву и отвез в расположение части. Там он допрашивал ее, а затем задушил, после чего приказал своим солдатам труп закопать.
На первоначальном этапе он подозревался и в изнасиловании 18-летней Кунгаевой, однако проведенные судебно-медицинские и биологические экспертизы данного факта не подтвердили.
В ходе предварительного следствия полковник Буданов заявил, что не собирался убивать молодую чеченку, которая, по его данным, была снайпером, виновной в гибели его сослуживцев.
Полковник содержится под стражей более двух лет. Суд над ним длится с перерывами более года из-за неоднократных перерывов, которые были вызваны неявками представителей потерпевшей стороны - адвокатов и родителей погибшей девушки.
Сегодня же подсудимый впервые дал признательные показания об убийстве чеченки Кунгаевой.
На сегодняшнем заседании суд вновь, как и в апреле, отклонил ходатайство адвокатов Буданова об изменении ему меры пресечения. Защитники аргументировали свою позицию тем, что судебное расследование неоправданно затянуто, а здоровье подсудимого, содержащегося под стражей, ухудшилось.
Адвокаты также отмечали, что командование Северо-Кавказского военного округа было готово обеспечить участие подсудимого в судебных заседаниях.
Между тем еще 1 октября прошлого года специалисты, проводившие экспертизу в Центре судебной психиатрии имени Сербского, пришли к выводу, что убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой полковник Юрий Буданов совершил в состоянии аффекта.
Таким образом, полковник Юрий Буданов, обвиняемый в убийстве 18-летней чеченки, может попасть под амнистию.
Бывшему командиру 160-го танкового полка Буданову предъявлены обвинения по статье 105 Уголовного кодекса РФ, часть 2, пункт В (убийство, сопряженное с похищением человека); статье 126, часть 3, (похищение человека, повлекшее тяжкие последствия) и статье 286, часть 3 (превышение должностных полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий). Статья 105 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет.
Теперь полковнику Буданову может быть вменена более мягкая ст. 107 (убийство, совершенное в состоянии аффекта), предусматривающая лишение свободы сроком до трех лет. Как поясняют юристы, эта статья подпадает под амнистию, объявленную Госдумой в мае 2000 года.
Однако в ноябре прошлого года профессор Федор Кондратьев в ходе проведения дня открытых дверей в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. Сербского заявил, что в заключении психолого-психиатрической экспертизы, которая проводилась полковнику Юрию Буданову в сентябре текущего года в Институте им. Сербского, "не содержится оценки, что свои действия он совершал в состоянии аффекта".
Он рассказал, что во время обследования в Институте Сербского у полковника были обнаружены две черепно-мозговые травмы. Профессор отметил тяжелое стрессовое состояние своего бывшего пациента, связанное с этими травмами.
Сегодня в заседании Северо-Кавказского окружного военного суда по делу Буданова объявлен перерыв до 14 часов среды.
Как развивались события в ночь на 27 марта 2000 года
Днем 26 марта 2000 года Юрий Буданов, будучи командиром 160-го танкового полка, расположенного в Чеченской республике, распивал спиртные напитки с подчиненными и с начальником штаба полка Иваном Федоровым. Затем Федоров приказал открыть огонь на поражение по одному из домов поселка Танги-Чу Урус-Мартановского района Чечни. У Буданова и Федорова якобы были данные о том, что этот нежилой дом чеченские боевики использовали для наблюдения за российскими военными.
Старший лейтенант Роман Багреев отказался выполнять приказ, после чего Буданов и Федоров избили его и посадили в яму. Свои действия Федоров объяснил тем, что хотел проверить готовность роты к проведению боевых операций. Кроме того, Федоров утверждал, что Багреев сам спровоцировал драку.
Приблизительно в половине первого ночи полковник Юрий Буданов и сопровождавшие его трое военнослужащих насильно забрали 18-летнюю Эльзу Кунгаеву из ее дома в поселке Танги-Чу и на БМП увезли ее в расположение полка. Там Буданов лично допросил Кунгаеву, а затем задушил.
Около трех часов ночи 27 марта по приказанию Буданова сопровождавшие его военнослужащие увезли труп Кунгаевой и закопали в лесопосадке.
На первоначальном этапе Буданов подозревался и в изнасиловании18-летней Кунгаевой, однако проведенные судебно-медицинские ибиологические экспертизы данного факта не подтвердили.
В ходе предварительного следствия полковник Буданов заявил, что не собирался убивать молодую чеченку, которая, по его данным, была снайпером и убила его сослуживцев.