Предательство полковника СВР России Щербакова не должно побудить к принятию скоропалительных решений, считает зампред комитета Госдумы по безопасности, полковник ФСБ в запасе Геннадий Гудков.
"Сейчас надо внутри этой службы определить все предпосылки,сделавшие возможным сам факт предательства высокопоставленногосотрудника этой службы, определить масштаб нанесенного им ущерба, а не дискутировать, следует ли возвращать СВР в структуру ФСБ, надо ли менятьруководство этой службы или, может быть, необходимо изменитьзаконодательство", - сказал Гудков "Интерфаксу".
Он уверен, что такая аналитическая работа уже ведется со времени июньского шпионского скандала в США. Вместе с тем Гудков подчеркнул, что "строгая конфиденциальность такого анализа не означает, что не должно быть вообще никакого парламентского контроля за этим процессом".
Депутат отметил, что в Конгрессе США существует подкомитет повопросам разведки, аналогичные структуры есть и в парламентахВеликобритании и Германии, однако в России, отметил Гудков, до сих пор нет парламентского контроля за деятельностью спецслужб.
Подчеркнув, что считает ущерб, нанесенный Щербаковым, которыйвозглавлял подразделение по подготовке разведчиков-нелегалов,"чрезвычайно масштабным", Гудков вместе с тем отметил, что "не стоит и преувеличивать значение этого масштаба, поскольку основные формы и методы подготовки специалистов этого профиля у разведок всех государств, имеющих структуры по подготовке нелегалов, в принципе однотипны".
"Важно тщательно отслеживать, кто, с кем, когда, где и для чего встречался. Ну а все остальные действия, касающиеся подготовки и внедрения нелегалов, уже много лет у всех разведок примерно одинаковы",- утверждает Гудков.
Он не согласен с теми, кто считает недопустимым промахом тот факт, что совершеннолетняя дочь Щербакова проживала в США. "А может быть, руководство СВР именно так маскировало поездки в Америку Щербакова - для встречи отца с дочерью?" - предположил парламентарий.
В то же время, отметил он, "по ряду косвенных признаков можно предположить, что Щербаков был завербован американцами еще несколько лет назад, и поэтому мог тщательно подготовиться к своему бегству, прихватив с собой не только досье на наших разведчиков-нелегалов, но и другую информацию, которую он мог раздобывать с помощью коллег из других подразделений СВР" .
В этой связи, считает Гудков, необходимо, чтобы сотрудники СВР, включая начальников всех подразделений, регулярно проходили бы проверку с помощью полиграфа. "Даже если информация, получаемая с помощью такназываемого детектора лжи, как считают ученые, не на все 100%достоверна, такая периодически проводимая проверка с помощьюпрофессионально грамотно сформулированных вопросов, может многоесообщить о том или ином сотруднике", - отметил Гудков.
Резюмируя сказанное, депутат подчеркнул, что "до тех пор, пока мы не покончим с тотальным стяжательством тех, кто по долгу службы должен бороться с коррупцией, пока не будет налажен за их деятельностью по-настоящему эффективный, в том числе парламентский, контроль, нам не избежать в будущем таких провалов в работе на любом направлении, с каким мы столкнулись из-за предательства Щербакова" .