За две военные кампании в Чечне пропали без вести более 2500 жителей, сообщили в республиканском правительстве.
"По нашим сведениям, в ходе первой и второй военных кампаний в Чечне пропали без вести более двух с половиной тысяч жителей", - сообщил "Интерфаксу" заместитель главы правительства республики Мовсур Хамидов, отвечающий за связи с силовыми структурами и курирует вопросы поиска пропавших без вести.
Хамидов уточнил, что за вторую чеченскую кампанию (с лета 1999 года) "бесследно исчезли" около 1500 человек, а за первую (1994-1996) - более 1000 человек.
Вице-премьер сообщил, что в республике обнаружено 49 мест массовых захоронений. "В некоторых захоронениях обнаружены тела одного или двух человек, в некоторых трех-пяти, в некоторых - больше", - сказал он. Наибольшее число массовых захоронений обнаружено в Грозном и в его пригородах.
Хамидов сообщил о неточности сведений французской газеты Le Monde (перевод на сайте Inopressa.ru), которая, ссылаясь на доклад чеченской администрации, утверждала, что в 2002 году в Чечне имели место более 100 казней гражданских лиц в месяц, в местах массовых захоронений найдено более 3 тысяч трупов.
Сылаясь на данные все того же доклада, он заявил, что "цифры, которые приводит это издание, сильно завышены и несоответствуют действительности".
Напомним, что накануне Le Monde утверждала, что получила некий документ, который начисто опровергает идею о том, что ситуация в Чечне нормализуется.
Как пишет издание, этот 30-страничный документ представляет собой первую попытку официального отчета о преступлениях, совершенных против мирных жителей Чечни. В разделе "Информация об убийствах, совершенных на территории Чечни с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года" официально сообщается о 1314 жертвах убийств среди "гражданского населения" за один только 2002 год. Речь идет о смертях, произошедших не в ходе вооруженных столкновений, не в результате артиллерийских ударов, бомбежек или взрывов радиоуправляемых фугасов. Речь идет о жертвах массовых казней, писала французская газета.
В среднем, согласно этому официальному документу, каждый месяц жертвами убийств становятся 109 чеченцев. Это в два раза превышает оценки российского общества "Мемориал", которое ведет "хронику" бесчинств в Чечне, но признает, что располагает лишь неполными данными из-за невозможности отслеживать ситуацию на всей территории республики.
Еще один факт, содержащийся в докладе, - существование многочисленных массовых захоронений, которое впервые признается официально. На двух страницах раздела, озаглавленного "Данные, касающиеся массовых захоронений гражданских лиц на территории Чеченской Республики, собранные Министерством ЧР по чрезвычайным ситуациям", перечислены 49 населенных пунктов, перед которыми указывается "количество трупов", извлеченных с начала войны из общих ям.
В документе сказано, что в общих ямах найдено 2879 трупов.
В одной из ям на "грозненском центральном кладбище" содержится 260 тел.
В "дачном поселке у Ханкалы" (главной российской военной базы в Чечне) эксгумированы останки 43 человек.
В селе Алхан-Кала - 35 тел.
В Пролетарском - 17 тел.
В Алды, пригороде Грозного, - 22 тела.
В Урус-Мартане - 13 тел.
В Старой Сунже - 18 тел.
На территории "15-го молсовхоза" - два тела.
В селе Беркат-Юрт - пять тел.
В другом разделе доклада перечисляются десятки случаев "убийств", "обнаружения трупов со следами насильственной смерти", "обнаружения фрагментов тел" (связанных чеченцев убивают с помощью взрывчатки: способ, часто применяемый российскими солдатами в последний год), а также "похищения", "пытки" и "избиения" мирных чеченцев.
Вначале называется преступление, затем имя установленной жертвы, затем место, где было совершено убийство, и, наконец, количество БТР, находившихся у чеченских домов в момент совершения преступления. Эта деталь, на первый взгляд, совершенно "невинная", реально доказывает участие российских войск в бесчинствах в отношении гражданского населения. В документе говорится о присутствии БТР федеральных войск в 32 случаях преступлений, совершенных в январе-феврале 2003 года.
Как утверждает газета, в таблице, дающей сравнительную картину количества "тяжких преступлений, совершенных на территории Чечни в январе, феврале и марте 2003 года", зафиксировано "70 убийств, 126 похищений, 19 случаев исчезновения людей (без похищения), два изнасилования и 25 случаев обнаружения фрагментов человеческих тел".
Составленный на основе данных, собранных на местах представителями чеченских властей, этот документ является свидетельством, которое полностью опровергает российские официальные заявления. Да, говорит он, российская армия совершает военные преступления. Да, Чечня - это территория, где на каждом шагу - места массовых захоронений. Нет, никакого улучшения за последние месяцы не произошло. "Российская власть хранит полное молчание по поводу того, что происходит на территории, закрытой для средств массовой информации", - заключает Le Monde.
Федералы совершают преступления в отношении мирных жителей, но уже меньше. Массовые захоронения находят, но может быть, это и не мирные граждане
Хамидов заявил, что в последнее время существенно снизилось число преступлений, совершаемых военнослужащими федеральных войск по отношению к мирному населению Чечни: "Если раньше было много тяжких преступлений, в том числе таких, как похищения людей, то сейчас их стало гораздо меньше".
Однако накануне замгенпрокурора РФ Сергей Фридинский заявлял, что в Чечне, "к сожалению, не снизились пока показатели по похищениюлюдей".
Он признал, что в Чечне периодически находят захоронения людей, причем давность их колеблется от нескольких дней до нескольких лет. "Личности многих из них (эксгумированных) пока не установлены, поскольку не все исследования проведены, и говорить о том, что это мирные граждане или не мирные, пока рано", - сообщил замгенпрокурора.
Фридинский заявил "Интерфаксу", что общее количество преступлений в Чечне за три месяца текущего года сократилось на 14%. При этом количество особо тяжких преступлений уменьшилось на 4,5%, атяжких - на 51%. Убийства с покушениями сократились на 11%, на 6% сократилось количество нераскрытых убийств.